Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Летчик от бога. Из воспоминаний майора Семенова В. Н.

Прошло 20 лет с 7 февраля 1981 года, когда произошла страшная авиационная катастрофа самолёта Ту-104 авиации Тихоокеанского флота. При катастрофе погибло командование Тихоокеанского флота, погиб экипаж. Самолёт пилотировал командир экипажа подполковник Инюшин Анатолий Иванович, лётчик 1 класса, налетавший на разных типах самолётов более 10 тысяч часов. Высокая Московская комиссия посчитала виновниками катастрофы экипаж самолёта. Причиной падения самолёта на взлёте комиссия посчитала неправильную загрузку самолёта и создание задней центровки более предельно допустимой на несколько процентов. Самолёт взлетал с аэродрома города Пушкин под Ленинградом. Во время разбега самолёт, не набрав расчётную скорость отрыва, начал резко «задирать» нос; оторвался от полосы; стал неуправляемым и упал на правое крыло с высоты 35-40 метров. Руководил загрузкой и швартовкой груза бортовой инженер. Расчёт центровки делал помощник командира корабля вместе с бортовым инженером согласно графику центровки, имеющегося на самолёте. Делали они это сотни, тысячи раз.

При прибытии командира на самолёт бортинженер докладывает о загрузке самолёта, весе и заправке, помощник командира – о центровке. Штурман докладывает расчётную скорость взлёта в зависимости от веса и метеоусловий. Командир экипажа всё проверяет. Экипаж выполнял эту работу перед каждым взлётом.

Думаю, что причиной катастрофы была не вина экипажа, не неправильная загрузка и центровка. Во время разбега командир почувствовал бы по усилию на рулях и поведению самолёта, что самолёт плохо управляем; прекратил бы взлёт, выпустил бы тормозной парашют, применил бы аварийное торможение. Катастрофы бы не было, так как впереди оставалось ещё много метров полосы и ровное поле.

Думаю, что во время разбега произошло что-то с самолётом, вероятно разрушение какой-то конструкции и самолёт стал неуправляемым. Самолёт Ту-104, который потерпел катастрофу, отлетал 24 года, подходил к выработке ресурса по налёту и посадкам. Ему оставалось летать до списания меньше года. Свойство дюраля конструкции самолёта – от времени стареть. Самолёт не раз испытывал перегрузки во время попадания в «воздушную болтанку», грозовые очаги и на посадках.

Я, майор Семёнов Виктор Николаевич, бортовой инженер-инструктор, пролетал с командиром подполковником Инюшиным А.И. 12 лет. Лётчик Анатолий Иванович был от бога. В мирное время Анатолий Иванович за освоение новой техники, высокое лётное мастерство и безаварийную лётную работу был награждён орденом Красной Звезды. Таких лётчиков были единицы. О его высоком мастерстве расскажу несколько эпизодов.

Однажды при подходе на посадку метео доложило о сложных метеоусловиях. Наземное командование не могло принять решение о посадке или отправить нас на запасной аэродром, так как на самолёте находился командующий авиацией ТОФ генерал Павловский А.И. Руководитель полётов дал команду запросить разрешение на посадку у командующего. Доложили генералу Павловскому. Он, зная о высоком лётном мастерстве подполковника Инюшина А.И., дал ему принять решение на его усмотрение. Командир решил садиться и сделал это мастерски. Генерал объявил экипажу благодарность.

На Камчатке валил снег. На взлётной полосе сантиметров 15. Полосу не чистят. С нами командующий флотом, которому надо срочно во Владивосток. Взлёт – на усмотрение Инюшина А.И. Анатолий Иванович вырулил на полосу, прорулил по осевой по полосе, чтобы не сойти с неё, дал газ, опробовал – набирает ли самолёт скорость. Скорость набиралась нормально. В конце полосы развернулись и по проложенной колее начали взлёт. Взлетели нормально.

Ещё один эпизод. В Новосибирске заходили на посадку. При подходе к полосе – сильный снежный заряд. Вертикальная и горизонтальная видимость – ноль. Снижаемся. Сквозь снежный заряд проскакивают огни проблескового маяка. Посадили самолёт точно по оси в начале полосы.

Хочу сказать ещё вот что. Если комиссия решила, что виноват экипаж, почему же запретили полёты на самолётах Ту-104 в авиации Военно-морского флота?

Каким же был Анатолий Иванович в жизни? Требовательный, но справедливый командир. Уважали его за человеческое отношение к людям, заботу о подчинённых. Он был настолько скромным, что никогда ничего не просил для себя. Любил свою семью, жену, детей, внуков. Заботился о них.

С моих слов писала жена. Я писать пока разучился после инсульта с правосторонним параличом.

Майор Семёнов Виктор Николаевич,
бортинженер-инструктор в/ч 34233,
летал на Ту-104 с подполковником Инюшиным А.И.


Инюшин А. И. стр. 4. На следующую страницу