Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Тридцать три года с нами

7 февраля 2014 год. Санкт-Петербург. Николо-Богоявленский собор. Идёт служба, вернее идёт панихида. Перед мемориальными досками, погибших в войнах и авариях моряков, стоят в скорбном молчании курсанты Морского кадетского корпуса Петра Великого, воспитанники Нахимовского училища и моряки из Кронштадта. Периодически по ходу службы курсанты осеняют себя крестным знаменем. И это ново в нашей жизни, вошло в неё не так давно и пока не очень привычно. И хорошо, что это пришло. И хорошо, что в соборе стоят молодые ребята. С них и начнёт возрождаться наша новая Россия.

< II > >

Ширский В. В. На мемориальных досках фамилии погибших и в советский период. Доска, посвящённая гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». В часовне собора доска с фамилиями погибших на АПЛ «Курск». На доске фамилия и Дмитрия Колесникова молодого капитан-лейтенанта, командира 7-го отсека, которому жить бы да жить, но он остался в своей субмарине, оставив на берегу красавицу жену, мать, отца. В последние минуты жизни Дмитрий, не потеряв силы духа, пишет прощальную записку. Вот это и есть героизм, это и есть герои нашего времени.

Сегодняшняя служба, посвящена другим погибшим. Рядом с курсантами и моряками стоят родные, близкие, друзья, однокашники и вдовы трагически погибших 33 года назад моряков. Да, прошло 33 года, но тот день вошёл в сердца и память близких, на всю оставшуюся жизнь. Случилось это 7 февраля 1981 года.

Закончились штабные учения в Военно-морской академии имени адмирала Н.Г. Кузнецова, проводимые под руководством Главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Ученья прошли успешно. Приближался наш всенародный праздник День Советской армии и флота. Все спешили к своим флотам и для решения поставленных Главкомом задач и к своим семьям, к праздничному столу.

Среди командного состава был и мой командир, когда-то на Балтике командовавший БПК «Образцовый» – Джемс Константинович Чулков. Теперь же он – контр-адмирал – командир 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. После учений Главком поздравил Джемса Константиновича с присвоением очередного звания – вице-адмирал. Праздничный приказ должен прийти на флота к празднику. Однако догнать ТУ-104 – самолёта командующего, приказу было не суждено. Самолёт с командным составом Тихоокеанского флота, взлетев – ушёл в вечность. Произошла трагедия на глазах провожавших, на глазах командования флотов, не успевших покинуть военный аэродром в городе Пушкине, вблизи Ленинграда.

Опытный лётчик, командир воздушного лайнера, как всегда лихо направил самолёт на крутой взлёт. Этот взлёт лётчиком был давно отработан. Таким образом, он быстро уходил от земли, чтобы меньше выхлопных газов попадало на неё.

Путь был не близкий, баки были полностью заправлены горючим. И вот взлёт! Всё, как всегда и… вдруг всё пошло совершенно невообразимо и никак не предсказуемо. Взлетев на несколько десятков метров, самолёт кренится на крыло и хвостовой частью падает на землю. Мощный огненный факел не заставил себя долго ждать. В пламени погибает весь цвет Тихоокеанского флота. Погибает и мой любимый командир Джемс Константинович.

Долго шло расследование этой трагедии, но до конца и к окончательному выводу так и не пришли. Были подозрения на диверсию, на теракт, но в ту пору это ещё не процветало. Нельзя было обвинить и командира лайнера – опытный был лётчик.

А может перегруз? Но это вряд ли. А может, не достаточно хорошо закрепили груз? Груз, конечно, был. Жили-то в те годы при дефиците почти во всём. Вот и воспользовались начальники тем, что прилетели в Ленинград, где легче было раздобыть необходимые материалы для флота, в том числе и рулоны ватмана. И не он ли виноват? Но не будем гадать, и наводить «тень на плетень». Главное – ушли из жизни прекрасные командиры, прекрасные люди.

С тех пор вот уже тридцать три года собираются на Серафимовском кладбище командующие флотами во главе с Главкомом. Собираются жёны и близкие, друзья, сослуживцы и просто морские офицеры, чтобы почтить память погибших. Торжественным маршем с Военно-морским флагом проходит почётный караул.

Флаг проносят теперь Андреевский, что и не плохо. Хорошо, что наша история возвращается на флот. Под голубым крестом спокойнее служится и спокойнее при необходимости умирать.

И панихида проводилась не всегда. И то, что поминание происходит в соборе тоже это тоже возвращение нашей истории. Мой командир, будучи уже контр-адмиралом, как оказалось с дочкой Юлей иногда заходил в Никольский собор, когда бывал в Ленинграде. Что адмирала вело туда? Видимо генная память русского человека.

Я же очень рад, что мне посчастливилось познакомиться и подружится с женой Джемса Константиновича – Тамарой Ивановной Чулковой, которая вот уже более тридцати лет несёт, в сердце своём, память об адмирале – любимом муже. Память об отце хранит и его дочь Юля.

На родине Джемса Константиновича Чулкова в Берёзовском рядке, Бологовского района, по инициативе Тамары Ивановны, в школе – создан музей, посвящённый их земляку – контр-адмиралу. Автор этих строк побывал в этих местах. Очень трогательно сохраняют память о своём земляке сельчане.

Вдовы и близкие, друзья погибших издали прекрасную книгу, книгу памяти о прерванном полёте. Книга так и называется «Прерванный полёт». Эта книга разослана на все флоты, в библиотеки всех Военно-морских учебных заведений. И то, что в Никольском соборе на панихиде присутствовали молодые курсанты, говорит о том, что память о трагически ушедших командирах живёт, а значит и они живут с нами.

Член Союза писателей России, капитан 2 ранга
Валерий Евгеньевич Ширский.