Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

шигин владимир Мировая история знает много крупных авиационных катастроф. Не обошли они и Вооруженные Силы бывшего Советского Союза и нынешней России. Но среди них нет равной той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом в феврале 1981 года. Сегодня эту трагедию помнят не только ветераны отечественного Военно-Морского Флота. Она обожгла память и нынешних флотских офицеров, чья лейтенантская юность осталась там — на рубеже 70—80-х годов.

В течение двух десятилетий эти события оставались тайной для соотечественников. Любая информация о случившейся катастрофе, все сведения о ее причинах и следствиях были засекречены. Не снят гриф секретности с этих документов и по сей день. В то время в центральную печать просочились лишь скупые — всего в несколько газетных строк — некрологи. Так, 10 февраля 1981 года газеты «Правда» и «Красная звезда» на своих страницах поместили следующее официальное сообщение:

«От Министерства обороны СССР. 7 февраля 1981 г. при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».

Опубликованный в печати персональный список погибших включал... 3 человека. А зарубежные радиоголоса в те дни вещали совсем о других масштабах случившегося. Они были потрясающими. Но разве можно было в те годы доверять вражеской пропаганде! Тем более что в рамках существовавшей системы это было даже небезопасно. В лучшем случае не обошлось бы без разговоров о сознательности и моральном облике, а в худшем могли просто «сделать выводы».

Но масштабы трагедии были таковы, что затушевать и спрятать ее от общества оказалось невозможно. И в огромном информационном потоке об успехах в народном хозяйстве и социалистическом строительстве скупые строки о постигшей флот великой утрате не утонули. Во флотской среде только о ней и говорили. Люди хотели знать правду. Но газеты по-прежнему писали о выполнении решений съезда. О трагедии — ни слова. Удивительно! Ведь если бы такое случилось в США, то был бы объявлен общенациональный траур. А у нас — как будто ни¬чего не случилось. И по сей день наша страна не осознала масштабов той огромной потери. Потому что правда о ней до сих пор под замком.

Завеса тайны была приоткрыта много лет спустя — с появлением в России независимых и неподцензурных изданий. В середине 90-х годов о событиях 1981-го вспомнили газеты «Версия», «Новости». Была детально воспроизведена вся обстановка от подготовки самолета к вылету до момента его падения, проанализированы причины его гибели, приведены свидетельства очевидцев. О катастрофе вспомнили и... тут же забыли. Да и вспомнили о ней лишь ради сенсации. А любая сенсация в средствах массовой информации живет недолго, ибо очень скоро потребуется новая.

В газетных публикациях, действительно, во всех подробностях была описана гибель самолета и указаны ее причины. Но трагедия заключалась не столько в его гибели, сколько в том, что на его борту погиб практически весь руководящий состав Тихоокеанского флота. На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге в братской могиле захоронены 13 адмиралов, 2 генерала, 11 капитанов первого ранга, полковник, 6 старших и 7 младших офицеров, мичман, прапорщик, матрос, три женщины. Но на самом деле жертв было больше. В братской могиле, например, не захоронен командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант авиации Г. В. Павлов, а также Т. В. Ломакина (жена секретаря крайкома партии)...

Это была величайшая после Великой Отечественной войны потеря для Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота великой мировой державы. На пике военного противостояния СССР с США было практически полностью обезглавлено мощнейшее оперативно-стратегическое объединение. И что стало бы с нашими дальневосточными рубежами, если бы наши противники в холодной войне воспользовались ситуацией! И хотя основной версией до сих пор считается перегруз самолета, еще не доказано, что диверсии не было. Это была самая большая трагедия для Тихоокеанского флота, потерявшего лучших своих офицеров. Это была глубочайшая личная трагедия для родных и близких погибших. Об этом газеты не написали. Наверное, не вписывалось в сенсацию. Не написали они и о людях, которых навеки объединила гибель на борту упавшего самолета. А они этого достойны. И они взывают к нам, ныне живущим, до конца раскрыть тайну того черного в нашей памяти дня.

Все это говорит о том, что для этих событий нет срока давности. Память о них обжигает душу. Это тоже страница нашей флотской истории. Черная страница. Но о ней нужно честно рассказать. Это важно не только для нас — тех, кто сегодня о ней помнит. Нельзя допустить, чтобы память о ней угасла для других поколений.

В этой книге нет единого сюжета. Это не рассказ о катастрофе. О ней сегодня почти все известно, кроме самого главного — ее точной причины. Это повесть о трагедии и о людях, которых она объединила. И память о ней заставила взяться за перо вдов и детей погибших, их друзей и сослуживцев — заслуженных адмиралов, старших офицеров, писателей, поэтов, журналистов. Тайну нельзя считать раскрытой, пока о ней не рассказано все до конца. Пусть этому послужит данная книга.

Капитан I ранга
Владимир Виленович Шигин