Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

КАПИТАН I РАНГА АСЕЕВ ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ



капитан асеев Начальник штаба — заместитель начальника тыла ТОФ.

Родился 20 ноября 1929 г., г. Уфа.

Каспийское ВВМУ — 1951 г.

Высшие офицерские классы ВМФ 1960 г.

Академические курсы при ВМА — 1976 г.

1951—1953 гг. — Тихоокеанский флот.

1953—1960 гг. — ЛенВМБ.

1960—1981 гг. — Тихоокеанский флот.

Награды:
орден «За службу Родине в ВС» III степени,
11 медалей.



Мой учитель. Из воспоминаний Евгения Яковлевича Серба.


31 января 2004 года я присутствовал на торжественном возложении венков к мемориалу погибших моряков-тихоокеанцев. С назначением на должность Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Куроедова В. И. такие мероприятия теперь проводятся ежегодно. Мы, тихоокеанцы, глубоко признательны и благодарны ему за это.

На церемонии по возложению венков мы встретились с женами погибших адмиралов Тихоновой Ниной Ивановной и Чулковой Тамарой Ивановной.

Они мне сообщили о том, что в настоящее время готовится к публикации книга о тех, кто погиб в авиакатастрофе в феврале 1981 года. С глубоким сожалением я узнал о том, что в настоящее время в материалах этой книги нет воспоминаний о прекраснейшем человеке, закаленном моряке, грамотном организаторе тылового обеспечения сил флота, начальнике штаба тыла Тихоокеанского флота с 1977 по 1981 год капитане I ранга Асееве Вячеславе Петровиче.

Когда Нина Ивановна и Тамара Ивановна узнали о том, что я был знаком с этим человеком, они попросили меня написать о нем несколько строчек, что я и делаю с глубокой благодарностью к этим сильным, волевым и мужественным женщинам, пережившим эту страшную трагедию. Эти женщины, вот уже более тридцати лет остаются верными памяти своих мужей. Они делают все, чтобы увековечить эту память не только в мраморе и граните, но и оставить ее в сердцах молодого поколения моряков. Я преклоняюсь перед адмиралами, офицерами и другими погибшими в этой катастрофе, многих из которых я знал лично.

С тогда еще капитаном II ранга Асеевым Вячеславом Петровичем мне посчастливилось встретиться и потом служить под его командованием, когда в 1971 году эскадренный миноносец «Бесшумный» 193-й бригады противолодочных кораблей 10-й оперативной эскадры стал в ремонт в Северный судоремонтный завод Министерства рыбного хозяйства СССР в Советской Гавани. Командиром дивизиона ремонтирующихся кораблей был капитан II ранга В.П.Асеев. Я был тогда лейтенантом, помощником командира ЭМ «Бесшумный» по снабжению. Несмотря на абсолютную разницу в занимаемых должностях, возрасте и воинском звании, я прекрасно помню этого волевого, сильного, стремительного в движениях старшего офицера. Мы, лейтенанты, смотрели на него как на кумира. Несмотря на то, что в составе дивизиона временно находились корабли и суда всех классов и рангов, в том числе и подводные лодки, он мог организовать со своим малочисленным штатом и судоремонт, и боевую подготовку, и снабжение экипажей ремонтирующихся кораблей.

Командиры кораблей из разных соединений флота с подчеркнутым уважением относились к В. П. Асееву, несмотря на то, что были в одном с ним звании, беспрекословно выполняли его указания, зная его богатый опыт военного моряка и профессионала своего дела. Это был человек высочайшей офицерской чести. Я не помню какой-либо грубости, а тем более оскорбления с его стороны. Первое взыскание во время службы на корабле я получил в приказе по дивизиону за срыв занятий по специальности 2 декабря 1971 года. На подведении итогов по организации нового учебного года был зачитан приказ.

Командир дивизиона, после окончания совещания офицеров, вызвал меня к себе в каюту и мы с ним более двух часов обсуждали проблему боевой подготовки служб снабжения на кораблях дивизиона, совершенствования системы подвоза продовольствия, вещевого и шкиперского имущества со складов Совгаванской военно-морской базы. Дело в том, что в составе дивизиона у нас были корабли, как ведущие самостоятельное корабельное хозяйство, так и не ведущие его, а поэтому их снабжение было затруднено.

В результате этого собеседования приказ в отношении моего наказания был отменен. Командир дивизиона капитан II ранга В. П. Асеев ввел новую систему специальной подготовки служб снабжения с разделением по специальностям и привлечением всех специалистов служб снабжения ремонтирующихся кораблей дивизиона.

Я был назначен ответственным за организацию специальной подготовки со специалистами служб снабжения в дивизионе, а также на меня были возложены обязанности дивизионного специалиста по вопросам тыла. В связи с этим я почти ежедневно бывал в каюте Асеева Вячеслава Петровича на докладах и подписи планирующих документов по снабжению кораблей.

В 1972 году Вячеслава Петровича Асеева назначили командиром соединения кораблей на флот. А в 1973 году я поступил учиться в Военную академию тыла и транспорта и долгое время судьба нас больше не сводила. Но те уроки, которые преподал мне Вячеслав Петрович, остались уроками на всю мою жизнь и всю службу от должности помощника командира корабля по снабжению до должности заместителя командующего Тихоокеанским флотом по тылу.

Следующая наша встреча состоялась уже в военно-морской академии, когда Вячеслав Петрович Асеев в составе группы командования Тихоокеанского флота прибыл на сборы в феврале 1981 года, находясь уже в должности начальника штаба тыла флота. Я проходил в то время службу в должности начальника отдела снабжения — заместителя начальника МТО Академии в звании капитан III ранга. Вячеслав Петрович сразу же узнал меня. В перерывах между работой на сборах он заходил ко мне в кабинет и мы подолгу засиживались с ним за обсуждением тех или иных флотских проблем. Благодаря этим беседам я через некоторое время вновь уехал из Ленинграда служить на Сахалинскую флотилию Тихоокеанского флота.

Сборы закончились. Вячеслав Петрович Асеев был ответственным за обеспечение питанием пассажиров во время перелета до Владивостока. Я, как начальник отдела снабжения Академии, быстро подготовил для трехразового питания в самолете соответствующие продукты и напитки, загрузил их в уходящий с тихоокеанцами на Пушкинский аэродром автобус. На прощание Вячеслав Петрович обнял меня за плечи и сказал, что ждет моего прибытия для дальнейшей службы в тылу Тихоокеанского флота, так как в ходе беседы он предложил мне должность в штабе тыла флота со штатной категорией капитан I ранга. А вечером я узнал о его трагической гибели...

Вся последующая моя служба была связана с памятью об этом прекрасном человеке. Судьба распорядилась так, что ровно через десять лет мне довелось работать в его кабинете в той же должности, что и он — начальником штаба тыла Тихоокеанского флота. За те недолгие четыре года, которые Вячеслав Павлович Асеев был начальником штаба тыла флота, он успел сделать многое. В те годы тыл флота решал грандиозные задачи по судоремонту, обеспечению вооружением кораблей и частей, как в базах, так и в отдаленных районах океана.

В 1979 году на флоте была впервые введена система раздельного технического и тылового обеспечения, которую проводил в жизнь именно начальник штаба тыла. В составе тыла флота были такие мощные управления, как техническое, минно-торпедное, ракетно-артиллерийское, вспомогательного флота и аварийно-спасательное, службы: химическая, морская инженерная, автобронетанковая, медицинская и многие, многие другие.

Виктор Павлович Асеев как начальник тыла флота разработал все основополагающие документы по построению тыла и организации тылового обеспечения сил в различных зонах ответственности флота.

Мы, кто работал после него, и те, кто продолжает служить в штабе тыла Тихоокеанского флота, всегда использовали и сегодня используют те разработки и принципы, которые ввел именно Вячеслав Петрович Асеев, как профессионал самого высокого уровня в области тылового обеспечения сил флота. Вечная ему память!

Первый заместитель начальника Военной академии тыла и транспорта,
вице-адмирал, доктор военных наук,
профессор Евгений Яковлевич Серба.