Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Почетная служба на «Образцовом»

14 августа 1968 года я, молодой лейтенант, прибыл в Кронштадт на БПК «Образцовый», который стоял на Кронштадтском судоремонтном заводе на ремонте. Командиром корабля был капитан II ранга Чулков Джемс Константинович, старшим помощником командира — капитан-лейтенант Егоров Владимир Григорьевич командиром БЧ-5 — капитан-лейтенант Пашков Анатолий Афанасьевич. В 1968 году на корабль прибыло для прохождения службы 10 лейтенантов, которые должны были самостоятельно управлять кораблем при его ходовых испытаниях после ремонта и переходе из Кронштадта в Балтийск на постоянное место базирования. Но до этого предстояла еще большая и кропотливая работа командира корабля, его старшего помощника и командиров боевых частей, чтобы из вчерашних курсантов сделать вахтенных офицеров и вахтенных механиков. Ежедневно нас учили не только офицерской грамотности, но и воспитывали и создавали из нас будущих офицеров. В момент нашего прибытия на корабль, ремонт его подходил к завершению, и мы параллельно изучали вверенную нам технику и оружие и участвовали в испытании и принятии ее из ремонта. Мое место в основном было в носовом или кормовом машинном отделении и в отсеке вспомогательных механизмов.

На всю жизнь запомнилось, как мы спешили привести себя в порядок и во время прибыть в кают-компанию офицеров на занятия или другие мероприятия под руководством командира корабля капитана II ранга Чулкова Д. К. По корабельной трансляции объявлялось, время сбора офицеров в кают-компании. На сбор отводилось 10 минут, за которые нужно было прибыть в свою каюту из любого уголка корабля, привести себя в порядок и прибыть в кают-компанию. В запасе было еще 5 минут, так как через 5 минут после объявленного в кают-компанию входил командир корабля, и начиналось мероприятие. Первому прибывшему после командира объявлялось замечание, второму — выговор, третьего и далее ждала гауптвахта. Лучше было не прийти, чем прийти третьим, и мы, молодые офицеры, приходя после командира, в начале узнавали у вестовых, сколько человек вошло после командира и после этого ориентировались: идти или нет. Так нас приучали уважать команды и своевременно исполнять их.

В конце декабря корабль совершил переход из Кронштадта в Балтийск и на ходовом мостике самостоятельно несли вахту вахтенными офицерами молодые лейтенанты, а в ПЭЖе нес вахту вахтенным механиком я. Нам уже доверяли самостоятельно нести вахту. Командир корабля капитан II ранга Чулков Д. К., его старший помощник капитан-лейтенант Егоров В. Г. и командиры боевых частей сумели за это короткое время сделать из нас, молодых лейтенантов, людей по достоинству называемых офицерами.

Сам Джемс Константинович постоянно совершенствовал свои знания, путем самостоятельной подготовки. Ведь над ним не было никакого контроля, но, несмотря на это он ежедневно самостоятельно занимался, совершенствовал свои знания и навыки. Ежедневно после ужина и часов до двух ночи он занимался в своей каюте, после чего спускался вниз, в офицерский коридор, к кают-компании, где его должен был ожидать дежурный по кораблю и они вместе обходили корабль. Так что утром многим доставалось от командира за нерадивое содержание своего заведования, а если даже командир ничего не говорил, то мы все узнавали из записей у дежурного по кораблю, и ни у кого не возникало сомнения что эти замечания необходимо срочно устранить. Таков был неписанный закон, установленный в начале старшим помощником, а впоследствии командиром корабля Чулковым Джемсом Константиновичем.

По прибытии в Балтийск и войдя в состав 128-й бригады ракетных кораблей, началась боевая подготовка, подготовка и сдача курсовых задач. Все курсовые задачи были сданы с первого раза с «хорошими» и «отличными» оценками. Осенью нам было доверено представлять Военно-морской Флот СССР в Германии, в городе Росток. Задачи делового захода были выполнены с оценкой «отлично».

В 1969 году всем лейтенантам было присвоено воинское звание старший лейтенант. Большая заслуга в этом принадлежала нашему командиру — капитану II ранга Чулкову Д. К., ведь не заставь, не приучи, не научи, не воспитай, не заложи в души молодых лейтенантов все то хорошее, что и дальше по службе помогало нам. А лейтенанты 1968 года выпуска, начавшие свою офицерскую службу на БПК «Образцовый» впоследствии стали и командирами кораблей и даже крейсера, и флагманскими специалистами бригады и дивизии, и офицерами штаба Балтийского флота и все помнили свое становление офицерами под командованием капитана II ранга Чулкова Д. К.

В 1970 году провели подготовку к несению боевой службы в Средиземном море. Перед отходом на боевую службу командир корабля капитан II ранга Чулков Д. К. собрал жен офицеров БЧ-5 у себя в каюте и туда же вызвал нас — офицеров БЧ-5. Когда мы прибыли в его каюту, так командир вел беседу с нашими женами. Тогда я впервые от него услышал, что очень многое, особенно выполнение задач боевой службы, зависит от электромеханической боевой части и что он на нас надеется. Это было сказано в присутствии наших жен, как можно было после этого не оправдать его слова. Что он говорил нашим женам, для нас осталось неизвестным, но думаю, что он сказал им хорошие, теплые слова.

Под командование капитана II ранга Чулкова Джемса Константиновича БПК «Образцовый» стал первым «отличным» кораблем второго ранга на Балтийском флоте.

Да было тяжело служить на таком корабле и под командованием такого командира, но и почетно. В дальнейшей службе и на работе на гражданских предприятиях, после демобилизации, пригодился опыт, приобретенный на службе на БПК «Образцовый». На первых порах были и обиды, и не согласие с его методами воспитания, но в дальнейшей своей службе ни один раз вспоминал я его добрыми словами за то, что он вложил много своих сил в становление поколения молодых офицеров. Он был всегда строгим, заботливым командиром, понимающим, не унижающим своих подчиненных. Таким он остался в моей памяти. Служба на БПК «Образцовый» под началом капитана II ранга Чулкова Д. К, среди офицеров, считалась почетной. И я всегда гордился, что служил под командованием капитана II ранга Чулкова Джемса Константиновича.

Капитан II ранга
Владимир Ильич Борисов
Чулков Д. К. стр. 8. На следующую страницу