Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Мой командир

В марте 1964 года началось формирование экипажа СКР-2 из личного состава 128-й БРК и БМБ Балтийск. Корабль строился на Ждановском судостроительном заводе в Ленинграде.

СКР-2 проекта 61, заводской №752 предназначался для Северного флота. Экипаж подбирался с трудом. Контроль за его формированием со стороны командования был очень слабым. С кораблей отправлялись люди, которые по своим качествам не соответствовали требованиям приказа ГК ВМФ. Личный состав был подобран, но многого в этом вопросе достичь не удалось.

В июне 1964 года сформированный экипаж из Балтийска перешел в Ленинград и разместился на территории бригады строящихся кораблей рядом с Поцелуевым мостом. С этого момента началась подготовка личного состава по освоению нового корабля.

Командиром корабля был назначен капитан III ранга Власов Владимир Иванович, старшим помощником командира — капитан III ранга Чулков Джемс Константинович и заместителем по политической части — капитан III ранга — Зыков Григорий Иванович.

Так я познакомился с Чулковым Джемсом Константиновичем, на которого и легла основная работа по сколачиванию экипажа. До этого он был помощником командира РК «Зоркий» и в вопросах корабельной организации хорошо разбирался.

Мне приходилось служить под командованием многих командиров, но среди самых талантливых был Чулков Д. К. В нем сочетались все необходимые качества настоящего командира. Это был умница, который мог определить в своей работе главные цели, не разбрасываться по мелочам. У него была изумительная трудоспособность, тщательно прорабатывал сложившиеся вопросы, выбирал из документов главное, что было нужно для подготовки личного состава. В печатном виде выдавал командирам боевых частей и начальникам служб эти материалы. Во всем проявлял твердость характера, не был злопамятным, всегда

с уважением относился к своим офицерам. Личный состав и офицеры очень его уважали.

Будучи начальником Штаба, Д. К. Чулков приглашал своих офицеров, командиров в Штаб и в дивизию на Север.

Чулков Д. К. уважал корабельных офицеров. Он говорил: «Проверяющие приехали, "накопали" что-то и уехали, а работать на корабле должны офицеры, в том числе и устранять всякие замечания».

Джемс Константинович любил военно-морскую службу, отдавая ей все свое время, здоровье. Он был подвержен морской болезни, мог уйти служить на берег, но продолжал служить на кораблях.

После службы на Северном флоте и окончании академических курсов, прошел слух, что он идет первым замом командующего Балтийским флотом, но Главнокомандующий ВМФ решил, что такие молодые, перспективные и талантливые начальники должны командовать корабельными соединениями. Так он попал на Краснознаменный Тихоокеанский флот.

Чулков Д. К. был прекрасным оратором, на собраниях выступал всегда по делу, четко, по составленным тезисам. Обладал классическим юмором, когда что-то рассказывал, все закатывались от смеха.

Все занимаемые должности нашего командира в последующие годы говорят о его высоком авторитете у командования ВМФ. Безвременная трагическая гибель явилась трудновосполнимой потерей для всего флота.

Память о Джемсе Константиновиче всегда будет в наших сердцах и сердцах молодого поколения моряков.

Капитан I ранга
Сухарев Владимир Серафимович
Чулков Д. К. стр. 9. На следующую страницу