Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Командир БПК «Образцовый»

4 сентября 1967 года началась моя служба на большом противолодочном корабле «Образцовый» в должности старшего помощника командира. Командиром корабля только что был назначен капитан III ранга Чулков Джемс Константинович, служивший до этого помощником командира. Командир БПК «Образцовый» капитан II ранга Власов Владимир Иванович, сдав дела и должность, убыл для продолжения службы в Военно-морскую академию.

Оба офицера были мне хорошо известны, поскольку я служил на таком же корабле, входившем в состав 128-й бригады ракетных кораблей Балтийского флота — БПК «Славный» в должности командира минно-торпедной боевой части. Приходилось замещать и старшего помощника командира капитана III ранга Копченкова Сергея Яковлевича. Командир БПК «Славный» капитан II ранга Евдокимов Лев Родионович предлагал мне должность старшего помощника на этом корабле.

Но жизнь распорядилось по-другому. После «шестидневной войны» между Израилем, с одной стороны, Египтом, Сирией и Иорданией — с другой, решением руководства СССР была сформирована 5-я эскадра кораблей ВМФ с несением постоянной службы в Средиземном море в противовес 6-му американскому флоту, который «прописался» там после окончания Второй Мировой войны. Эскадра комплектовалась кораблями трех флотов: Черноморского, Балтийского, Северного. Первый состав эскадры был сформирован черноморцами. Балтийцы были вторыми, они должны были сменить черноморцев в сентябре 1967 года.

Конечно, первой задачей эскадры было недопущение эскалации конфликтов между Израилем и арабскими государствами, в первую очередь, Египтом. Корабли эскадры должны были быть готовы к любым действиям по своему предназначению, а это требовало тщательнейшей подготовки в базе. Опыта боевой службы еще ни у кого не было. 9 сентября 1967 года корабль в составе отряда вышел из Балтийска. С этого дня и началась многоплановая работа на корабле к решению задач боевой службы в составе 5-й эскадры кораблей ВМФ СССР. Учились все, начиная с командира корабля. А ему ведь надо было учить офицеров корабля, готовить их к решению тех задач, которые до того не решались в таком отрыве от своих баз.

Чулков и Егоров
В. Г. Егоров (справа) со своим командиром Д. К. Чулковым, г. Североморск. 1977 г.

Вот в таких условиях особенно проявлялись черты характера Д. К. Чулкова, основной из которых я считаю системность в работе и службе. Он досконально знал устройство корабля, боевую и повседневную организацию службы, знал деловые качества офицеров, мичманов, многих старшин и матросов. Это позволяло решать любые задачи с высоким результатом. Д. К. Чулков ежедневно вел записи в рабочих тетрадях, приучил он к этому и офицеров. К каждому мероприятию командир тщательно готовился, конспективно помечая не только теоретические материалы, но делая упор на конкретных исполнителей его решений. Неисполнительность на корабле была практически исключена. Командир корабля постоянно совершенствовал знания и навыки. Первая боевая служба в Средиземном море давала возможность реально увидеть то, что излагалось в учебниках и нормативных документах. И здесь Д. К. Чулков попал в ту атмосферу, в которую стремится попасть каждый морской офицер, тем более командир корабля.

Незабываемым было решение задачи слежения за американским авианосцем «Рузвельт», который был направлен из метрополии с еще не полностью завершенным циклом подготовки авиакрыла. Нам представилась возможность провести уникальную для того времени разведку деятельности авианосной многоцелевой группы в течение длительного времени как техническими средствами, так и визуально, сближаясь с авианосцем на скорости хода до 30 узлов на дистанцию до 2-х кабельтовых. Было много рисков, но предельная собранность экипажа во главе с командиром позволила многое узнать, проанализировать и выйти на более рациональные и менее опасные методы слежения без уменьшения качественных параметров разведки.

Впервые мне пришлось видеть Д. К. Чулкова в острые моменты отстаивания своей командирской позиции перед штабом соединения, находившегося на корабле. Не обходилось и без резкостей, но убежденность командира оказывалась более значительной, чем у его оппонентов и спор решался в пользу общего дела. Вот это умение отстоять свою позицию по принципиальным вопросам было еще одной чертой характера Д. К. Чулкова. А базировалась эта твердость на авторитете экипажа. Командир знал цену себе и кораблю. Одной из особенностей боевой службы 1967 года был переход с четырехлетнего на трехлетний срок службы моряков по призыву. Корабль выходил на несение службы в течение двух месяцев, а фактически она завершилась почти через четыре — корабль возвратился в базу 28 декабря 1967 года. В экипаже находилось 84 человека, которые должны были быть уволены в запас. Хотя все понимали, что каждый из них был уже мыслями дома, но служба требовала полной отдачи. Уважение к командиру корабля было высоким, и таким же было его отношение к наиболее опытной части экипажа. Вернулся корабль в базу с полностью исправной техникой и вооружением, хотя уже вышел межремонтный срок, и корабль на весь 1968 год был поставлен в ремонт на Кронштадский ордена Ленина морской завод.

Весной этого года случилась большая трагедия в личной жизни Д. К. Чулкова. Лекарством от боли потери родного человека для него стала корабельная служба. Командир еще больше ушел в нее, очень редко сходил с корабля, что сказывалось на общей обстановке в экипаже и особенно на офицерах. Выход из положения все-таки был рациональным для будущего корабля. Командир принял решение переработать весь комплекс боевых и повседневных расписаний для экипажа. Тяжелая работа, требующая досконального знания корабля, каждой его системы и устройства, формирования книги корабельных расписаний и оформления книжек «Боевой номер» каждому члену экипажа. Это было задумано правильно и сделано на таком уровне, равного которому не было не только для корабля проекта 61, но спустя несколько лет трансформировано на корабли проектов 1 135, 1135 М.

Каждый из 308 человек экипажа, получив книжку «Боевой номер» и отработав действия по ней, понимал, что все офицеры соответствующей боевой части, службы, старший помощник и командир корабля знают: кто, где, что и когда должен исполнить по сигналам и командам с главного командного пункта корабля или дежурной службы.

Большую пользу в отработке организации корабля, особенно в совершенствовании организационной документации, принесла боевая служба 1967 года. Она выявила необходимость проведения такой работы, которая привела к устранению многих неточностей в корабельных расписаниях, разработанных в период строительства кораблей проекта 61 — первых газотурбинных кораблей II ранга ВМФ СССР, штабом 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей. Проведенная переработка всей корабельной документации, отработка действий экипажа по корабельным расписаниям позволили кораблю по возвращении из ремонта с высоким качеством сдать курсовые задачи, успешно выполнить все ракетные стрельбы. Корабль был объявлен отличным. Корабельные люди знают, как трудно это звание завоевать и еще труднее удержать. Экипаж словно заменил Д. К. Чулкову его семью, он результатами боевой учебы смягчал боль невосполнимой потери нашего командира. Мы все гордились результатами боевой учебы. Они оказывались всегда лучше, чем у нашего соперника — большого противолодочного корабля «Славный».

Вполне логично, что Д. К. Чулков был выдвинут на вышестоящую должность — начальника штаба соединения.

Очень трудное это дело — уходить с должности командира корабля. Но неизбежное. Проводили мы Д. К. Чулкова — командира, учителя, воспитателя с сожалением, как это всегда бывает, когда провожают человека, вложившего свое сердце и ум в каждого из нас.

Д. К. Чулков был у меня третьим командиром корабля. И первый — В. С. Горелов — командир противолодочного корабля ПЛК-32, и второй — Л. Р. Евдокимов — командир большого противолодочного корабля «Славный» многое мне дали для освоения должности по специальности, полученной в училище — командира боевой части 2—3. Должность старшего помощника командира я осваивал у Д. К. Чулкова и горжусь тем, что мой командир вплотную подвел меня к должности командира корабля. Я многое усвоил из опыта службы и жизни Джемса Константиновича Чулкова и применил его школу в своей службе. Старшим помощником командира я служил еще у двух командиров: Н. В. Касперовича, сменившего Д. К. Чулкова на БПК «Образцовый» и Г. М. Генералова, командира БПК «Бдительный». Оба командира высоко ценили Д. К. Чулкова и приобретенный мой опыт, что обеспечивало их абсолютное доверие ко мне во всех вопросах.

корабль образцовый
«ОБРАЗЦОВЫЙ» — лучший корабль ВМФ

Прошло почти сорок лет, как я с волнением ступил на палубу БПК «Образцовый» и пришел представляться Д. К. Чулкову. Время не стерло ничего в моей памяти. Наблюдая за служебным ростом Д. К. Чулкова, встречаясь с ним по службе, не могу не вспомнить еще одну встречу, сродни первой на нашем корабле.

Эта встреча была в Североморске на флагманском корабле командира 2-й дивизии противолодочных кораблей, которой командовал контр-адмирал Чулков Д. К. В воскресный день мы проговорили несколько часов. Мой командир не отпустил меня, пригласив домой, где еще были часы воспоминаний и выверки взглядов.

Прошло почти 9 лет после трагедии 1968 года. УД. К. Чулкова была уже большая семья — трое детей, прекрасная жена Тамара. Общий ребенок — Юля — была их ежедневной радостью. Все складывалось хорошо, командование ВМФ пристально следило за служебными успехами Д. К. Чулкова. По праву ему было доверено командовать 10-й оперативной эскадрой Тихоокеанского флота. И это была должность на подходе к самым высоким в Военно-Морском Флоте.

дети контр-адмирала Чулкова
Дети Д. К. Чулкова и Т. И. Чулковой: Игорь, Юлечка, Боря, Балтийск. 1972 г.

И гибель на взлете. Какой талантливый человек погиб. Невосполнимая утрата для семьи, для соратников. Но остается память, фотографии, оживляющие эту память, остается благодарность судьбе за годы совместной службы.
Адмирал
В. Г. Егоров
Чулков Д. К. стр. 6. На следующую страницу