Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Наш адмирал

Странное сочетание имени, отчества и фамилии. Сейчас я очень сожалею, что в то время не поинтересовался происхождением этого имени. На одном из поминальных обедов дал обещание написать воспоминания о первом командире БПК «Образцовый», которого увидел, проходя последнюю практику перед окончанием училища в Балтийске.

Двух мичманов, в том числе и меня, Д. К. Чулков пообещал отпустить на неделю раньше к своим женам и невестам при отличном прохождении практики. Но, так получилось, что мы оба попали на гауптвахту по причине первого знакомства с комендантом Балтийска. За неделю до окончания практики мы оба предстали перед командиром БПК «Образцовый» и напомнили о его обещании. Он усмехнулся и сказал: «Хоть Вы и провинились, но я обещал». Подписал наши временные отпускные, отметил командировочные, и мы уехали.

После окончания училища я по желанию был направлен командиром трюмной группы на БПК «Образцовый». Командиром корабля был капитан III ранга Д. К. Чулков.

Осенью 1967 года БПК «Образцовый» ушел на свою первую боевую службу в Средиземное море. За несколько месяцев до боевой службы у нас были постоянные учения, учебные и боевые тревоги, я понял, что Д. К. Чулков как командир, был требовательным, грамотным, но достаточно жестким. На корабле соблюдался строгий распорядок дня, неукоснительное выполнение корабельного плана, постоянные разборки результатов учений или как их называли «подведение итогов»

Мы были молодыми, бесшабашными и рискованными офицерами, любили женщин, выпить и поспать. Командир корабля имел привычку после подъема обходить каюты. За ним следовал старший помощник командира Егоров В. Г. с блокнотом и карандашом. Открывалась каюта, записывался заспанный офицер и к следующей каюте. После подъема флага — построение, объявлялся, как правило, арест с содержанием на гауптвахте. То же самое происходило, если кто из офицеров опаздывал с берега, хотя бы на минуту. Такие проверки проводились постоянно, последовательно и пунктуально. Это говорит о том, что командир корабля не терпел разгильдяйства и безответственности.

Первая боевая служба длилась три месяца. Джемс Константинович постоянно находился на ходовом мостике. Он плохо переносил качку и регулярно глотал какие-то таблетки. Нам казалось, что такие таблетки выдавали только командирам кораблей.

Наш командир брал на себя смелость идти в темное время суток с включенным палубным освещением, с открытыми иллюминаторами кают, говоря, что скрытность, при наличии современной разведки, этими мероприятиями не обеспечивается. Постоянные учения, учебные и боевые тревоги, запах пропотевшей формы в надетом сверху химкомплекте — это была наша жизнь, наши трудовые будни.

До начала боевой службы экипажу БПК «Образцовый» требовалось выполнить много задач, с предварительной тщательной подготовкой, приемкой и разбором, с проставлением оценки Штабом бригады или дивизии НК.

Вспоминается, как Джемс Константинович защищал личный состав экипажа БПК «Образцовый» перед командованием всех рангов, в том числе и Балтийского флота. «Образцовый» был флагманским кораблем бригады и к кораблю предъявлялись повышенные требования. Многие штабные флагманские офицеры стояли на довольствии, в частности — продовольственном. Чулков Д. К. в кают-компании при старшем начальнике в присутствии флагманских специалистов мог очень резко сказать: «Снять с довольствия флагманского офицера (называет фамилию), так как он необъективно оценивает действия экипажа при сдаче очередной поставленной перед кораблем задачи».

В конце 1967 года после окончания первой боевой службы БПК «Образцовый был поставлен на ремонт в Кронштадт. Первое, что сделал командир корабля, пригласил коменданта гарнизона в каюту, из которой глубоким вечером слышались гитара и песни. Гауптвахта Кронштадта была очень маленькая, но у «Образцового» не было проблем с местами как для матросов, так и для офицеров.

Вспоминаются и другие случаи боевой службы. Лично у меня произошла потеря матроса при проходе через Гибралтар. Джемс Константинович тогда командовал группой кораблей. Все были развернуты обратно. Мы сутки или двое бороздили квадраты Средиземного моря, но поиски результатов не дали. Меня, как командира трюмной группы, вызвали на разбор и расследование к Чулкову Д. К. Все вопросы он ставил четким, ровным голосом, без всяких окриков и срывов, к которым я напрасно готовился.

При очередном базировании в Балтийске вспоминаю случай. Служили на корабле матрос-москвич и матрос из Среднеазиатской республики. Однажды, москвич появился с синяком на лице и как выяснилось, его ударил азиат. Доложили командиру, он всех вызвал в командирскую каюту. Спросил: «В чем дело?». Матрос с акцентом ответил, что его обозвали «Чуркой». Командир попросил повторить, а потом сказал: «Правильно сделал, что врезал». И всех отпустил.

В одном из походов в Средиземном море параллельными галсами шли «Образцовый» и американский корабль, примерно такого же класса. Командиры вышли на мостики, американский командир показывает Джемсу жестом «мол, давай, кто кого!». Оба скрылись в ходовые рубки, корабли стали набирать ход. Мне посчастливилось быть на юте, свободным от вахты. Задрожали палубы кораблей. Долгое время корпуса шли вровень, а затем «Образцовый» начал обходить американца. Потом говорили, что Джемс предупредил ПЭЖ и попросил выжать из газовых турбин все возможное. Гонки с американским кораблем повторялись дважды. После первого обгона американский командир не поверил и попросил еще раз подтвердить большую скорость.

В Средиземном море БПК «Образцовый» длительное время днем и ночью следил за авианосцем ударной группы. Идет заправка американского авианосца траверсным способом с обоих бортов. Такого у нас не было. «Образцовый» подходил к американцам так близко, что мы видели лица матросов. Шли сигналы, чтобы мы держались на более дальнем расстоянии во избежание непредвиденных и опасных ситуаций. Все снималось на фотокамеры. После этого БПК «Образцовый» впервые произвел заправку топливом траверсным способом.

знакомство с виноградарством
Знакомство с виноградарством, Югославия. 1967 г.

Вспоминаются некоторые крылатые выражения командира Чулкова Д. К. При швартовке к стенке Балтийска — «На юте! У вас как в краю непуганых идиотов!» (бросательный не долетел до стенки). На юте швартовая команда и заместитель командира по политической части, на стенке — швартовая команда. Все сказанное по громкоговорящей связи. Другое выражение — «У Вас не фуражка флотского офицера, а кепка крановщика Ждановского завода». У офицера модная по тем временам фуражка: чехол-грибок. Форма чехла не поощрялась командованием.

Визит дружбы в ГДР на праздник 20-летия республики. Прием на «Образцовом» старших офицеров кораблей ГДР. Вечером командир корабля спускается с немецкими офицерами и идут по борту. Один из офицеров показывает, что у него нет кортика, Джемс поднимает тужурку и под ней пояс с кортиком. Когда была введена новая форма, парадный пояс с кортиком должен быть поверх тужурки. Многие офицеры не одобряли этого введения.

Джемс Константинович уделял большое внимание воспитанию молодых офицеров: учил их решать боевые задачи, прививал культуру общения и поведения, учил дисциплине.

По службе у нас была карточка взысканий и поощрений. Но заполнялись они командиром корабля только со стороны взыскания. Когда же офицер получал очередное воинское звание, Джемс Константинович одним приказом снимал все взыскания и посылал представление на звание. В представлении офицер характеризовался с наилучшей стороны.

Однажды на ВПК «Образцовый» прибыл служить на год офицер-химик. Он был очень не дисциплинированным, не понимал, как необходимо соблюдать корабельный распорядок дня. И когда командир корабля объявил ему третий арест с содержанием на гауптвахте г. Балтийска, офицер после этого больше не нарушал дисциплину и проблем со службой у него не было.

Молодые офицеры редко бывали на берегу. До схода на берег оставалось пять минут, Джемс Константинович собирал всех на палубе, осматривал, делал замечания, заставлял переодеться по форме. Мы два часа теряли на это и только после этого покидали корабль.

У нас было несколько дальних походов, в том числе и в зарубежные страны. Многие офицеры могут только мечтать об этом. Какие только задачи мы не решали под руководством Чулкова Д. К. Я до сих пор помню имена и фамилии многих офицеров, матросов и старшин с которыми служил.

По службе в военной приемке у меня были длительные командировки на Северный флот. Где одно время соединением командовал Д. К Чулков. При многочисленных полярных вечерах с корабельными офицерами заводили разговоры о Джемсе Константиновиче. Отзывы были только одни: «Это был умный, знающий, жесткий, но справедливый адмирал».

Вечная память тебе, НАШ АДМИРАЛ!
Капитан II ранга В. А. Ковалев
Чулков Д. К. стр. 7. На следующую страницу