Он был настоящим моряком. И море не отпустило его на берег...
Джемс Константинович Чулков. Друг, однокашник, адмирал. Человек неординарный, с жестким волевым характером и добрым отзывчивым сердцем. Еще на «заре туманной юности» он выделялся среди курсантов-однокашников большим трудолюбием, целенаправленным стремлением к знаниям и исключительной порядочностью.
|
Дружеская беседа. Д. Чулков и А. Спиридонов. |
Летом 1946 года пятнадцатилетний сельский парнишка из Бологовского района Калининской области приехал поступать в Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ), которое в обиходе называли «Подготией». По сути это была та же средняя школа, где мальчишки учились в восьмом, девятом и десятом классах, но с военно-морским уклоном и с перспективой без вступительных экзаменов поступить в любое высшее военно-морское училище страны.
Джемс имел отличный аттестат за седьмой класс и прекрасные характеристики. Но, видимо, сказалось и то, что уровень обучения в сельской школе был ниже городского, и то, что учеба проходила в военное время. Короче говоря, после вступительных экзаменов Джемс не проходил по конкурсу. Но! Свершилось почти чудо! Его заметил и проникся к нему каким-то особым отцовским чувством руководитель нового набора воспитанников ЛВМПУ капитан-лейтенант Иван Сергеевич Щеголев. Он вызвал Джемса на беседу. Когда в кабинет вошел, понурив голову, светловолосый мальчуган, Щеголев встал из-за стола, подошел к нему и неожиданно спросил: «Джемс, смог бы ты учиться только на одни пятерки?». Джемс сначала оторопел, потом, заморгав глазами, выпалил почти скороговоркой: «Да, смогу. Я вам это обещаю». И после небольшой паузы повторил более спокойно и твердо: «Я обещаю вам это». И хотя Щеголев уже заранее принял решение хлопотать перед командованием за этого парня, ответ юноши добавил уверенности. «Пойду докладывать начальнику училища. Буду стоять за тебя насмерть. Не подведешь?». «Нет», — коротко и пока еще сугубо по-граждански ответил будущий офицер. Впоследствии Джемс назовет И. С. Щеголева «крестным отцом». И каждый раз, будучи в Ленинграде, в первую очередь навестит его и спросит прямо, без обиняков: «Надо ли чем помочь, Иван Сергеевич? Сделаю все, что смогу». И, улыбнувшись, добавит: «Я обещаю вам это». Семь лет учебы — три года в ЛВМПУ и четыре года в 1 - м Балтийском ВВМУ — прошли в упорном труде. Джемс буквально «грыз гранит науки». |
ВВМУПП им. Ленинского комсомола. 2006 г. |
Он выполнил данное своему первому командиру обещание. От золотой медали за десять классов средней школы (ЛВМПУ) его отделяли только две четверки: по русскому и английскому языку. А высшее училище он закончил с золотой медалью и его имя занесено на мраморную доску почета училища золотыми буквами.
Двадцать восемь календарных лет службы Отечеству в рядах Военно-Морского Флота от лейтенанта до контр-адмирала, от командира башни главного калибра ЭМ «Отчетливый» пр. 30-БИС (Северный флот) до командира 10-й оперативной эскадры (Тихоокеанский флот). Писать о том, что Джемс Чулков являл собой образец военно-морского офицера во всех отношениях, что он большую часть службы провел на кораблях, отдавал свои знания, накопленный опыт, свое здоровье флоту — это все равно, что подчеркнуть лишь один штрих личности этого необыкновенного человека, малую толику его вклада в оборону своей державы. А вот почему его не только уважали, но и любили все — однокашники и друзья, матросы и соратники, высшее командование? Почему его любимая дочка Юля говорила: «Когда папы нет в праздники, то и в доме нет праздника, а когда он приходит — в нашем доме всегда праздник». Почему его супруга Тамара Ивановна Чулкова, когда он уходил в море, писала ему письма каждый день, а потом пачками отправляла их с оказией? Почему, получая от него хотя бы весточку, плакала, не зная как выразить свою радость? Вот об этом написать очень трудно. Это можно только чувствовать, ощущать сердцем и душой. Как сказал о Джемсе его первый комиссар Алексей Исидорович Комиссаров: «Джемс Чулков — это еще небольшая, но уже Глыба, человек с большой буквы, образец служения Флоту Российскому». Поэтому будет правильнее, наверно, вспомнить несколько эпизодов из его службы и личной жизни. Его поступки лучше расскажут, что это был за человек. Мне довелось с Джемсом Константиновичем Чулковым учиться в ЛВМПУ и в 1-м Балтийском ВВМУ. Правда, в училище я его «просто знал», но не имел с ним тесного дружеского общения. Наши более частые контакты, переросшие затем в дружбу, начались лишь в 1954 году, когда я после окончания ВРОК (высших радиотехнических офицерских классов) прибыл служить на Северный флот. Джемс уже год отслужил на Севере и называл себя аборигеном. Встретились мы на причале, где стояли корабли бригады эскадренных миноносцев. «О-о-о! Еще одна салака в нашем северном аквариуме! — приветствовал меня Джемс. — Но ничего, скоро станешь палтусом, здесь долго раскачиваться не дают. Пойдем, оформим твое прибытие». Он привел меня к себе на корабль и «познакомил» с традиционным флотским коктейлем «кровавая Мэри» (этот незатейливый напиток состоял из двух компонентов: томатного сока и «шила» — технического этилового спирта). В процессе беседы он рассказал, как и с чего надо начинать службу молодому офицеру на боевом корабле, предложил на первое время ссуду, произнеся с улыбкой свое любимое выражение «отдашь, когда вспомнишь», и посоветовал не стесняться, если потребуется совет или помощь. Так началась наша совместная служба на Северном флоте, сначала на разных кораблях, меня назначили на ЭМ «Оберегающий», а затем и на одном — на ЭМ «Опасный». Этот этап особенно сблизил нас с Джемсом. Вскоре командование направило ЭМ «Опасный» в Ленинград на модернизацию, он должен был стать кораблем радиолокационного дозора. И так случилось, что в Ленинграде мы даже жили рядом на канале Грибоедова: он в доме 138, а я — в доме 150. Поэтому часто, «сходя на берег», мы шли домой вместе. Естественно, не молча. Джемс был великолепным рассказчиком. Не пропускали мы без внимания и встречающиеся на пути кабачки - «забегаловки». Потом вдвоем заходили сначала ко мне домой, а потом к нему — так легче было «оправдываться» перед женами за очередной «праздник», от которого «ну, никак нельзя было отказаться». |
Командир группы БЧ-2 эскадренного миноносца «Ожесточенный» Д. К. Чулков. КСФ. 1957 г. |
В 1959 году вместе подали рапорта для поступления в Военно-морскую академию им. Крылова. В последний момент Джемс отказался поступать. Пока мы стояли у достроечного причала Адмиралтейского завода, Джемс поступил в Кораблестроительный институт и за один год закончил четыре курса (два ему зачли за окончание военного вуза). Поэтому мотивировка у него была простая: «Высшее военное образование я уже имею, а высшее гражданское на всякий случай
надо иметь. Вдруг на шарике установится всеобщий мир, и военные люди станут не нужны». Как всегда, что бы он ни говорил, обязательно добавит какую-нибудь «хохмачку».
Джемс никогда не лебезил перед начальством. Относился к «вышестоящим» уважительно, как и подобает офицеру. Чтил устав, где сказано, что приказы командира надо выполнять «беспрекословно, точно и в срок». Но ему не очень нравилось слово «беспрекословно». Офицеры должны быть «думающими подчиненными», говаривал он. И, если офицер сомневается в правильности отданного ему приказания, он обязан об этом сказать командиру. Не должен, а обязан, подчеркивал он. Ум у Джемса был стремительным, характер смелым. Прежде чем сказать «есть» и идти выполнять приказания «точно и в срок», он мгновенно анализировал сложившуюся ситуацию и, при необходимости, просил командира, отдавшего приказ, выслушать его доводы. Приведу характерный пример. Начало весны 1959 года. Джемс — командир БЧ-2 ЭМ «Опасный». На корабль пришла шифровка: «Командиру БЧ-2 прибыть в штаб ВМБ для оформления документов на получение аппаратуры управления нового зенитного комплекса. Командир ВМБ. Старпом, временно исполняющий обязанности командира корабля, вызывает Чулкова и приказывает ехать немедленно. — Семен Иваныч, разрешите одно замечание. В штаб ехать, безусловно, надо. Но оформлять документы и тем более получать новую аппаратуру нам сейчас не следует, — сказал Чулков. — На корабле не закончены работы даже по демонтажу старой техники. — Это приказ, Чулков. Он не обсуждается, — повторил старпом. — Поймите меня правильно, товарищ капитан-лейтенант, — перешел Джемс на официальный тон. — Аппаратура в настоящее время находится на специальном складе, где поддерживается необходимый режим хранения. Нам же придется ее хранить на причале под дождем. Монтажные работы начнутся не раньше, чем через три месяца. Это — раз. Во-вторых, аппаратура секретная, необходимо организовать караульный пост. А где люди? Вы же знаете, что корабль не на ходу и личный состав сокращен до минимума. В общем, мое мнение такое. Ехать в штаб надо не для оформления документов на получение аппаратуры, а для объяснения сложившейся ситуации. Думаю, нас поймут. — Я повторяю вам еще раз, Чулков. Это — приказ. Поезжайте и оформляйте необходимые документы для получения аппаратуры. — Мне известно, что командир корабля находится сейчас в Военно-морской академии на КШУ (командно-штабные учения). Я поеду к нему и доложу о принятом вами решении. Кстати, я имею право просить вас оформить ваше приказание в письменном виде и с занесением в журнал дежурного по кораблю», — буквально чеканил стальным голосом эти слова Джемс. — Сейчас на борту командир я! — взвился старпом. — Вы всего лишь помощник командира, хотя и старший, — заметил Чулков. — А вот я — командир, командир артиллерийской боевой части, который отвечает за главное оружие корабля. Вы постоянно должны об этом помнить, товарищ ПО, — сорвался Джемс, и, выходя из старпомовской каюты, с грохотом захлопнул за собой дверь. — Да, это был Джемс, смелый, остроумный и весьма резкий, когда видит перед собой человека-автомата, бездумного исполнителя приказов. Конечно же, командир корабля поддержал мнение своего артиллерийского начальника, отменив приказание старпома. А командование ВМБ поддержало разумные доводы командира БЧ-2 и перенесло сроки на получение аппаратуры до начала монтажных работ. Наказан Джемс не был. Только пожурили за резкость. Другой эпизод. Джемс Чулков — командир 2-й дивизии противолодочных кораблей на Северном флоте. Общефлотские учения. Отряду БПК из дивизии Д. Чулкова поставлена задача: найти и «уничтожить» подводные лодки «противника», прорвавшие противолодочный рубеж в Баренцевом море. При выходе из Кольского залива отряд встретил рыбаков, возвращающихся с уловом в Мурманск. Один из рыболовных сейнеров просемафорил, что видел две подводные лодки, погружавшиеся в таком-то районе, и дал координаты — широту и долготу. Оценив обстановку, командир дивизии Чулков, бывший на борту одного из БПК, дал полный ход и вышел в этот район. Зная координаты и время погружения подводных лодок, «найти и уничтожить» их не составляло большого труда. Учение, которое для отряда БПК по плану должно было занимать трое суток, было завершено к концу первого дня. Комдив попросил «добро» на возвращение в базу. На разборе учений командующий Северным флотом обратил внимание на действия комдива Чулкова, даже похвалил за находчивость, то есть, как он выразился, «за использование случайных агентурных данных». Но и довольно убедительно отругал его за срыв плановых действий. «На войне это похвально, — сказал комфлота, — а в мирное время, на учениях, главная задача — не быстрый результат, а отработка слаженных действий личного состава кораблей, приобретение навыков работы с аппаратурой, механизмами и оружием в условиях, приближенных к боевым, накапливание опыта взаимодействий соединений. Вот об этом главным образом должны думать командиры в мирное время». Кое-кто на этот эпизод смотрит недоверчиво, говорит, что это всего лишь флотская байка. А я верю. Это в духе Джемса. Какое бы решение он ни принимал — это, как правило, всегда поступок. На подобное мог пойти только сильный, уверенный в себе человек. Что еще хочется рассказать о Джемсе Константиновиче? Он очень ценил чувство юмора. Даже утверждал, что «юмор — это необходимый элемент боевой и политической подготовки личного состава ВМФ». В своей почти «компьютерной» памяти он держал массу афоризмов, поговорок, крылатых фраз, анекдотов, морских баек и часто применял их в разговорной речи, иногда просто к слову, а подчас и в воспитательно-назидательных целях. Некоторые из них помнятся до сих пор: «К чему прислушиваются, то и слышат». «Если ничего не умеешь делать, сделай хотя бы выводы». «Если честный человек берет на чай, то он чай и покупает». «Если вам есть что терять, значит у вас не все потеряно». «Мало любить жизнь, надо еще с ней хорошо обращаться». А что касается так называемой «морской травли», то здесь он был непревзойденным мастером. «Травить» он мог на любую тему, причем в той свойственной умелым рассказчикам манере, при которой трудно отличить серьезное от шутки, быль от небыли. Помнится, пришли на корабль поздравить моряков с Днем ВМФ школьники, ученики 3-го класса. Один любопытный пацан заглянул под брезент, которым были прикрыты мины, и спросил тогда еще молодого старшего лейтенанта Д. Чулкова: «А что это за шарики?». «Это, деточка, специальные кастрюльки, в которых мы охлаждаем компот. Очень удобно. Привязываем за веревочку, опускаем в море, кастрюлька крутится, вынимаем — компот холодный. Можно подавать к обеду». «Здорово», — в один голос воскликнули и воспитательница, и изумленный мальчуган. Оказавшийся рядом в этот момент командир корабля тихо заметил: «Я, Джемс Константинович, тебя в эту кастрюльку при очередном выходе в море размещу, дабы мозги твои охладить от бурной фантазии. Зачем голову морочишь людям?». Веселый и находчивый, серьезный и вдумчивый, добрый и отзывчивый, смелый и мужественный — это все он, мой друг, однокашник, адмирал. В 1971 году со мной случилась беда, я в одночасье стал инвалидом первой группы. Но каждый раз, когда Джемс бывал в Ленинграде, он находил время и навещал меня, подробно рассказывал о службе, о новых кораблях, о новых веяниях на флоте. И вдруг — трагедия! Роковой февраль 1981 года! Авиакатастрофа! Ровно за три недели до его пятидесятилетия! |
Однокашники, сослуживцы, родственники и друзья отмечают 80-летие со дня рождения Д. К. Чулкова. ВВМУПП им. Ленинского комсомола. 28 февраля 2011 г. |
Он погиб на взлете. Это справедливо не только в буквальном, но и в переносном смысле. Джемс далеко не успел реализовать богатые возможности, заложенные в нем природой и приобретенные в результате каторжного труда, коим является на деле служба корабельного офицера. Он мог еще очень много дать Флоту и Отечеству. Правительство и командование ВМФ страны готовило его к должности командующего флотом. Однако судьба остановила его продвижение на должности командира эскадры надводных кораблей. Море не отпустило его на
берег.
|
Капитан II ранга А. А. Спиридонов |
Чулков Д. К. стр. 4. На следующую страницу |