Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Вас ждут большие корабли

Мое знакомство с вновь назначенным командиром дивизии капитаном I ранга Чулковым Джемсом Константиновичем состоялось необычно, даже курьезно. Я в то время (это было в 1974 г.) проходил службу на СКР-103 130-й бригады 2-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота в должности помощника командира корабля. Корабль стоял в ремонте на судоремонтном заводе в п. Росляково. Воспользовавшись случаем, сдали в ремонт матросскую обувь, набралось пять почти неподъемных мешков.

Когда сообщили, что обувь отремонтирована, я отправил за ней матросов. День был уже на исходе, но ни матросов, ни обуви не было. Выяснилось, что «пошалили» мои подчиненные и в нетрезвом состоянии оказались в комендатуре. На следующий день я лично поехал в Североморск их вызволять. И решил устроить для них «физиотерапию» — провести их пешком с мешками в Росляково, а это около 20 км. Были первые числа августа, стояла на удивление очень теплая погода.

Полпути мои «штрафники» преодолели, и вдруг навстречу едет УАЗ. Остановился, из машины вышел капитан I ранга. Приказал остановить строй и доложить, кто такие и что происходит. Приняв доклад, капитан I ранга начал меня «воспитывать», что это издевательство над подчиненными, но в глазах не было даже строгости, а наоборот, они искрились смешинками. Это мне придало смелости, и я запросил «добро» следовать на корабль. И к своему ужасу увидел уже совсем другой взгляд, проницательный, леденящий душу. В результате мешки загрузили в машину, матросов посадили в автобус. Когда подъехали к кораблю, я уже знал, что это наш командир дивизии.

А через три дня на корабль прибыла группа офицеров штаба во главе с капитаном I ранга Д. К. Чулковым. На разборе результатов проверки он дал высокую оценку содержанию корабля, ходу ремонта, а главное, высокой морской культуре. Для меня, в ту пору еще лейтенанта, это была очень высокая оценка, тем более что в отсутствие командира корабля я три месяца исполнял его обязанности. В заключение Джемс Константинович сказал: «Товарищ лейтенант, вас ждут большие корабли и большое плавание, но научитесь уважать своих подчиненных, тем более, если это матросы. Вы меня поняли?». Никто из присутствующих ничего не понял, а я запомнил это напутствие на всю жизнь.

Время шло, служба шла, а для меня большие корабли оставались большой мечтой и надеждой. Обиды на командира дивизии не было, тем более что к этому времени это уже был наш любимец. Особенно мы, молодые офицеры, старались во всем ему подражать.

Проводы Д. Чулкова на учебу в Ленинград
Проводы Д. Чулкова на учебу в Ленинград, Североморск. Дом офицеров. 1978 г.

Настало время прощания с командиром дивизии. В 1978 г. Джемса Константиновича направили на учебу в Военно-морскую академию. В Ара-Губе на строевом плацу были построены экипажи кораблей. Командир дивизии обходил строй и возле каждого командира корабля останавливался, благодарил за службу. Я с волнением ждал этой минуты и вспомнил первую нашу встречу.

Сквозь слезы искрились глаза контр-адмирала, когда я услышал его слова: «Товарищ Скок, дорогой ты мой командир. Спасибо, что людей любишь, подчиненных ценишь. Жди назначения на большой корабль». Прошло два месяца, вечером звонит телефонистка с узла связи флота и говорит, что меня вызывает на связь Ленинград. В трубке слышу: «Здравствуйте, Николай Алексеевич. В ближайшее время командир дивизии предложит вам должность старшего помощника командира большого противолодочного корабля нового поколения, так вы уж будьте добры, не отказывайтесь, а Академия подождет». Это был Джемс Константинович Чулков.

Таким он был и останется навсегда в моей памяти.

Контр-адмирал
Н. А. Скок
Чулков Д. К. стр. 11. На следующую страницу