Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ «КТО КОМАНДУЕТ ЭСКАДРОЙ»

В спецлаборатории


На 2-й флотилии подводных лодок случилось ЧП: облучился личный состав - радиоактивное заражение цезием. Спецлаборатория была закрыта, и вход в нее был запрещен. Г.Т. Мельник служил в то время в этой лаборатории. «Однажды, - рассказывал Мельник, - звонок в дверь. Я - молчу. Опять - звонок. Потом еще и еще... А шляются всякие туда-сюда. Отвлекают. Мешают работать. Надоели мне эти звонки. Вывели меня из себя. Я подошел к двери, распахнул ее и как заору: - Какого хрена надо?! - Смотрю, а это комфлот Э.Н. Спиридонов, с ним Гейдар Алиев и еще целая свита.

Виноват, товарищ командующий! - говорю я. - Все лезут, мешают. Не дают работать!

А почему ты решил, что они облучились? - спросил комфлот.

А вот смотрите, - сказал я, и включил прибор, на котором замигали контрольные лампочки.

А как ты считаешь: отчего они облучились? - спросил Эмиль Николаевич. - По моим данным, они пили воду из 2-го контура.

Командующий 2-й флотилии Борис Иванович Громов аж обрадовался:

Точно из 2-го контура? - спрашивает меня.

Точно! - отвечаю.

Э.Н. Спиридонов выяснял, откуда пошло заражение. Этот мой доклад менял сведения, которые они получили: мол, техника не в строю, утечка радиации и пр.

А в рвотных массах есть радиация? - уточнял комфлот.

Есть! - ответил я.

Никто тогда не умер. Всех вылечили. Я этим делом занимался, за что мне впоследствии было присвоено звание заслуженного врача...

Уже после гибели Э.Н.Спиридонова, - вспоминал Мельник, - я был на квартире у Б.И. Громова (кого-то лечил).

Он мне говорит:

- Давай помянем Э.Н. Спиридонова, - и наливает мне целый фужер водки.

Я ему говорю: Так меня же патруль заберет! А он отвечает: Я тебя отправлю домой на своей машине! Хороший был командующий!»...

Когда автор писал эти строки, то узнал от бывшего начальника оперативного управления ТОФ контр-адмирала Николая Павловича Зайцева, что Борис Иванович Громов ушел из жизни...

Капитан I ранга в отставке
М.П. Храмцов.


В апреле 2008 года нам пришло письмо от капитана I ранга А. И. Груздева:


Дорогая Лариса Эмильевна!

С чувством грусти в то же время удовлетворения высылаю Вам и Владимиру Васильевичу книгу, посвященную памяти незабвенного командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова - Вашего папы. С грустью от того, что он так рано ушел от нас и от флота и с удовлетворением от того, что его имя теперь будет запечатлено в этой книге. Пусть даже через один краткий эпизод. Зато здесь он показан и как руководитель, и как человек.




«СНЯТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»

Памяти адмирала
Эмиля Николаевича Спиридонова
посвящается


4 августа 1977 года на риф мыса Раздельный бухты Зоркая, с океанской стороны острова Итуруп, сел средний десантный корабль СДК-84 100 бригады десантных кораблей ТОФ.

Аварийно-спасательные работы по снятию его с камней в два этапа, постановке к пляжу в вершине бухты, отделению кормы длиной 17 метров, и буксировка в залив Советская Гавань в опасном состоянии заняли почти три месяца и завершились 29 октября 1977 года.

По существовавшему тогда в Советском Союзе порядку вся информация о данном происшествии имела закрытый характер.

В спасательных работах участвовало в общей сложности более 30 кораблей, судов и катеров. О важности и сложности этих работ свидетельствует тот факт, что на разных этапах они возглавлялись представителями командования флота. Это — первый заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Э.Н.Спиридонов, заместитель командующего ТОФ по Тылу — начальник Тыла ТОФ контр-адмирал М.А. Косяченко, заместитель начальника Тыла ТОФ по ВиС — начальник ВиС ТОФ капитан 1 ранга А.М.Сидоров, заместитель начальника штаба ТОФ по боевому управлению — начальник Командного пункта ТОФ контр-адмирал Ю.Н. Гераськин.

На месте происшествия находился и вырабатывал новые приёмы снятия с камней аварийного корабля заместитель начальника Вспомогательного флота и АСС — главный инженер АСС ВМФ капитан 1 ранга Ю.К.Сенатский. Расследование проводил главный штурман ВМФ контр-адмирал Р.А.Зубков.

Авторы настоящего труда являлись участниками данной операции и в то время состояли в званиях и должностях: капитан 2 ранга А.И.Груздев — заместитель начальника 1-й Тихоокеанской океанографической экспедиции ГС ТОФ в качестве командира комплексного гидрографического отряда, руководившего исследованиями на Южных Курилах; капитан 2 ранга Ю.М.Куц — заместитель начальника отдела АСС — главный инженер АСС УВС и АСС ТОФ.


Вице-адмирал Э. Н. Спиридонов


Мне довелось первым из участников спасательной операции принимать его на Южных Курилах. Это произошло в 19.05 9 августа 1977 г. в заливе Китовый на рейде Курильска острова Итуруп.

Сюда на теплоходе «Мария Савина» прибыли первый заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Э.Н.Спиридонов и заместитель начальника Тыла ТОФ по ВиС - начальник ВиС ТОФ капитан 1 ранга А.М.Сидоров. Обоих военачальников с «Марии Савиной» доставил рабочий катер на гису «Заполярье». На палубе высокопоставленных должностных лиц встречали капитан 2 ранга А.И.Груздев и командир судна капитан-лейтенант О.Н. Моисеенко. Тогда я впервые увидел Эмиля Николаевича.

Во время доклада о положении дел с СДК-84 я рассмотрел его. Мои первые впечатления: рост 181-183 см, весьма строен. Лицо интеллигентное и в то же время волевое, сосредоточенное. Над глазами нависали густые черные брови вразлёт, что делало его взгляд строгим и проницательным. Во время доклада держался спокойно, с достоинством, без каких-либо комментариев по поводу ЧП. В нём чувствовалась большая скрытая энергия, незаурядный ум и властность. Тогда же сложилось убеждение, что это — стратег, будущий командующий флотом.

После 15-минутного доклада и ужина я оставил Эмиля Николаевича в своей каюте из двух помещений (приёмная и спальня с умывальником) отдыхать, предложив почитать перед сном «Южно-американский вариант» С.Залыгина в двух журналах. Судно направлялось к проливу Фриза со скоростью 14 узлов. Море было спокойно.

В 1.30 ночи «Заполярье» зашло в бухту Зоркая и стало на якорь. В 9 часов утра 10 августа вице-адмирал Э.Н.Спиридонов и капитан 1 ранга А.М.Сидоров покинули «Заполярье» и на судовом рабочем катере были доставлены на берег бухты Зоркая, где их встречали ранее прибывшие с флота руководители спасательной операции и местные командиры.

Перед сходом с «Заполярья» Эмиль Николаевич неожиданно спросил у меня, не найдётся ли для него какой-нибудь куртки. Поскольку мы были примерно одного роста, я предложил свой альпак. Адмирала он вполне устроил. Куртка оставалась у него до 5 сентября, когда я убыл из бухты Зоркая.

Здесь хочется обратить внимание на такую деталь. Ещё при первой своей экспедиции на Южные Курилы в 1974 году, на берегу острова Юрий (острова Хабомаи) я подобрал выброшенную с моря небольшую дощечку длиной примерно 8 см с японскими иероглифами. С тех пор каждую последующую экспедицию (1975, 1976 и 1977 гг.) носил её в кармане этой куртки, периодически сжимая её, как бы снимая напряжение. Что-то вроде амулета. Поскольку передача куртки проходила очень быстро, то дощечка осталась в её кармане. Деликатность Эмиля Николаевича проявилась в том, что, спустя почти месяц, получив альпак обратно, я обнаружил её на старом месте.

При проводах адмирала я спросил, когда его ждать на судне, имея в виду, что он будет жить на «Заполярье», в относительно комфортных условиях. Эмиль Николаевич коротко ответил: «Когда снимем с камней СДК».

Вице-адмирал перешёл на береговой ГКП в здании РТП. С тех пор ежедневно по два и более раз в день я прибывал к нему с японской синоптической картой и докладывал прогнозы погоды, о надвигающихся циклонах, тропических штормах, тайфунах, наступлении полных и малых вод и всему комплексу выполняемых гидрографических работ, связанных с СДК-84.

Наконец, Эмиль Николаевич пришёл к мнению, чтобы я был всё время при нём. 18 августа я перешёл на береговой ГКП и находился там по 5 сентября. К сожалению, там я свой дневник не вёл, и этот важный период вспоминается только фрагментарно. Очень много ценных наблюдений, не зафиксированных пером, бесследно канули в Лету.

Осталась дневниковая запись за 15 августа. В этот день на береговом ГКП обсуждался очередной вариант расстановки буксировщиков. После этого впятером (вице-адмирал Э.Н.Спиридонов контр-адмирал Д.А. Шигаев, я, капитан ее «Сноровистый Г.А.Мельник и капитан-лейтенант О.Н. Моисеенко) отправились вдоль берега к СДК-84, до которого было 700 — 800 метров. К тому времени Эмиль Николаевич уже шесть суток находился на берегу, почти ежедневно посещая СДК, поскольку помимо всего прочего, он являлся председателем комиссии по расследованию причин и обстоятельств посадки СДК-84 на камни мыса Раздельный. На Эмиле Николаевиче были болотные сапоги, белая фуражка в пятнах масла на чехле и кремовая рубашка не первой свежести. Вид — утомленный. Не доходя 100—150 метров до СДК, он, пропустил нас вперёд, а сам присел на валун отдохнуть. Видимо от постоянных недосыпаний и общего физического и нервного перенапряжения побаливало сердце.

С переводом меня 18 августа на береговой ГКП я ближе познакомился с рабочим ритмом первого заместителя командующего, и мне стало ясно, что такой беспорядочный распорядок надо как-то изменить.

Поток информации в адрес Э.Н. Спиридонова был довольно интенсивным как днём, так и ночью. В результате адмирал не знал ни сна, ни покоя, а утром вставал, порой, разбитым.

Я предложил Эмилю Николаевичу создать походную канцелярию в моём лице, чтобы разгрузить его, главным образом ночью, хотя бы от второстепенных шифртелеграмм и ЗАСов.

Предложение было принято.

Иногда, поздно вечером, мы втроём (Эмиль Николаевич, Иван Ефимович и я), пили чай с душистым, пышным белым хлебом со сливочным маслом, выпекавшимся в дивизионе ОВР. В такие редкие минуты Эмиль Николаевич вспоминал начало своей флотской службы на «малютках» 171 отдельной бригады подводных лодок в бухте Находка, где в 1947 — 1948 гг. он состоял штурманом.

В целом гису «Заполярье» и базировавшиеся на нём малые промерные катера, а также большой катер ГПБ-140, успешно справились с поставленными задачами по снятию с камней СДК-84. Поэтому перед прощанием в начале сентября Эмиль Николаевич приказал представить отличившихся в приказ командующего ТОФ. При этом добавил, чтобы я и себя не забыл. Я ответил, что самому себя включать в список за своей подписью как-то неудобно. Тогда он сказал: «Сделайте приписку: «По приказанию 1-го ЗКФ» (1-й ЗКФ-первый заместитель командующего флотом), что и было выполнено.

Круглосуточная работа утомляла так, что я ловил себя на мысли, что начинал дремать во время длительных пешеходных переходов от места расположения АК до берегового ГКП. Особенно тяжело было бодрствовать во время ежедневного подведения итогов работ и доведения до исполнителей плана мероприятий на предстоящие сутки.

На всю жизнь запомнился случай, который произошёл со мной на одном из вышеупомянутых совещаний под руководством вице-адмирала Э.Н.Спиридонова в начальный период работ (16 — 23 августа). Обстановка была исключительно напряжённой, работали круглосуточно для того, чтобы успеть от одной полной воды до другой подготовить АК, буксировщики и провести очередную попытку снятия с камней СДК-84. Иногда за сутки выполняли две попытки.

После дневной физической и моральной нагрузки на совещании по подведению итогов и планированию работ на предстоящие сутки во время многочисленных и длительных докладов руководителей о выполненных работах, возникших проблемах и предложений по их решению, я изо всех сил боролся со сном, но ничего не мог с собой поделать. Сидя рядом с непосредственным моим начальником капитаном 1 ранга В.И.Козловым, я время от времени, засыпая, сваливался на его плечо. Владимир Иванович встряхивал меня и, пытаясь прогнать мою сонливость, шептал, что на нас смотрит и всё видит вице-адмирал Э.Н.Спиридонов. Но это не помогало, и через некоторое время коварный сон обволакивал меня вновь.

Вице-адмирал Э.Н.Спиридонов прервал очередного докладчика и, войдя в моё бедственное положение, посоветовал Владимиру Ивановичу не тормошить меня, а дать возможность поспать во время докладов, поскольку обо всём я хорошо знал, так как находился в гуще этих событий. При этом Эмиль Николаевич предупредил Владимира Ивановича, чтобы он разбудил меня за три — четыре минуты до начала моего доклада по плану работ на следующие сутки. С чувством глубокой благодарности я воспользовался разрешением вице-адмирала Э.Н.Спиридонова и с удовольствием через минуту дремал с чистой совестью последующие 40 — 50 минут. Без всякого умысла, а только по состоянию организма, мне пришлось ещё несколько раз воспользоваться памятным разрешением на кратковременный сон при проведении совещаний. 4 сентября, после того как главная задача была решена и СДК-84 снят со «шпильки», гису «Заполярье» убыло из бухты Зоркая на обеспечение продовольствием береговых подразделений гидрографической экспедиции на Южных Курилах. 5 сентября я на ГПБ-140 тоже покинул бухту Зоркая. 6 сентября в заливе Спокойный острова Кунашир перешёл на «Заполярье» для продолжения исследований и похода в порт Корсаков на ППР «Заполярья». Перебравшись на судно, я возобновил свои дневниковые записи и сразу же внёс свои характеристики главным руководителям спасательной операции, разумеется, со своей «колокольни». Ниже приводятся дословно эти записи.

«Эмиль Николаевич Спиридонов. Обаятельный человек. Очень непосредственный и простой. При некоторых обстоятельствах может сказать несколько крепких слов, но не в адрес кого-то персонально, а для лучшей доходчивости; кроме того, это как-то демократизировало обстановку. Если видит, что вкалываешь — замечает. Если сознаешься в каком-то своём промахе — примет к сведению и тут же забудет. Пустых слов не говорит. Заразительно смеется в редкие минуты ночью за чаем. В быту крайне неприхотлив. В общем — широкая натура. По характеру довольно крут, и в то же время, как я ему как-то сказал за чаем, он не жестокий, а жесткий. Ни при каких обстоятельствах не повышает голос. В основном бьёт тех, кто не думает хотя бы на несколько часов вперед. Так, например, при мне он одному из руководителей объявил предупреждение о неполном служебном соответствии. Большой оптимист. Непреклонен в выполнении поставленной задачи. Обладает хорошей памятью. Не мелочен. В общем — настоящий адмирал! Эволюция в обращении со мной в бухте Зоркая: первая неделя — «гидрограф», вторая неделя — «Груздев», третья неделя и дальше — «Александр Иванович».

В сложных погодных условиях, когда множество попыток судов-буксировщиков снять СДК со «шпильки» заканчивались неудачами, и всё надо было начинать заново, в этой, казалось бы, безысходной обстановке, нужна была какая-то разрядка. И она появилась.

Дело в том, что на флоте контр-адмирал Ю.Н. Гераськин давно был известен как очень остроумный человек, своего рода бездонный кладезь флотского юмора. Такой же склонностью к шутке обладал и капитан 1 ранга А.М.Сидоров.

На береговом ГКП, бпк «Маршал Ворошилов», СДК-84, да и на всех остальных кораблях и судах связь на УКВ работала непрерывно в громком режиме. Так вот, эти два начальника, когда позволяла обстановка, начинали по разным поводам словесную пикировку с подначками между собой, а весь рейд с интересом, даже, пожалуй, с удовольствием слушал эту военно-морскую травлю. Слушал это и Эмиль Николаевич, хотя и не комментировал, находясь при этом в разном настроении. Но что удивительно, ни разу не прекратил эти диалоги. Видимо, находил, что всё это как-то разряжало гнетущую обстановку и понимал, что народ с интересом слушает этот театр двух актёров. Думается, что и сам адмирал нуждался в этих чудачествах, которые давали возможность хотя бы ненадолго отвлечься от бесконечной череды аварийных дел. До сих пор я убеждён в крайней полезности таких акций в подобной обстановке.

Коль скоро настоящая книга посвящена памяти Эмиля Николаевича, позволю себе привести ряд фрагментов из своих дневников, относящихся по времени к последующим двум годам и связанным с адмиралом. В том числе и потому, что он в эти два с лишним года всегда замечал участников спасательных работ в бухте Зоркая.

2 января 1978 г. я вступил в должность начальника отдела изучения ТВД УГС ТОФ, а 19 января через адъютанта передал для вице-адмирала Э.Н.Спиридонова фотоплёнки и фотографии по событиям в бухте Зоркая, а также несколько наконечников стрел из обсидиана, которые нашёл в октябре 1977 г. при раскопках поселения древних айнов на берегу залива Дозорный острова Итуруп.

В феврале 1978 г. меня привлекли от УГС ТОФ в состав оперативной группы по чрезвычайным происшествиям на КП ТОФ в связи с поиском погибшего вертолёта с крейсера «Адмирал Сенявин» в заливе Петра Великого.

В столь напряжённой обстановке Эмиль Николаевич, увидев меня, всё-таки счёл возможным воскликнуть: «О! Груздев пришёл! Ну, теперь все аварийщики собрались!» (к тому времени на КП ТОФ уже находились контр-адмирал Ю.Н. Гераськин, капитан 2 ранга Ю.М.Куц и другие). После чего через стол протянул мне руку.

В конце июня или июле 1978 г. была ещё одна встреча с вице-адмиралом Э.Н.Спиридоновым. Я прибыл на доклад в приёмную начальника штаба флота вице-адмирала Я.М. Куделькина. Он в это время находился в зале Военного совета на том же этаже, где под руководством главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова проводился разбор по случаю взрыва в одной из башен главного калибра в море на крейсере «Адмирал Сенявин» 13 июня, повлекшим гибель людей (напомню, 7 апреля того же года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев выходил на нём в море и наблюдал стрельбы этим же калибром).

Вскоре разбор закончился. Из зала, зевая, вышел главком ВМФ, за ним командующий ТОФ адмирал В.П.Маслов, первый секретарь Приморского крайкома партии В.П.Ломакин, вице-адмирал Э.Н.Спиридонов и другие. Проходя мимо входа в приёмную, Эмиль Николаевич заметил меня, отстал от свиты главкома и, зайдя в приёмную, поинтересовался о цели моего нахождения там. Я доложил, что пришёл на доклад к начальнику штаба ТОФ по банке Каспер-Юст. Эмиль Николаевич сказал: «Это очень важно» и последовал догонять главкома.

23 марта 1979 г. состоялся партактив штаба и управлений флота по прошедшим мероприятиям (развертыванием сил ТОФ в Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря) в связи с вооруженным конфликтом между КНР и СРВ, наших упущениях и уроках на будущее. Основной доклад сделал ЧВС — начальник Политуправления ТОФ вице-адмирал В.Д.Сабанеев. В заключение выступил вице-адмирал Э.Н.Спиридонов, который очень аргументированно, весомо произвёл разбор прошедших событий, указал в тактичной форме на ошибки некоторых командиров и начальников. Что ещё запомнилось, так это то, что после такой серьёзной повестки дня Эмиль Николаевич, спустившись в зал, заметил меня, подошёл и поздоровался.

27 декабря 1979 г. в Уссурийском заливе во время тренировочного полета с «Минска» упал в море самолет. Оба пилота катапультировались. С 1 января 1980 г. вице-адмирал Э.Н.Спиридонов возглавлял оперативный штаб по руководству тралением этого участка акватории. 8 января самолёт был поднят.

22 февраля 1980 г. в штабе флота присутствовал на разборе командующим ТОФ адмиралом Э.Н.Спиридоновым и новым начальником штаба флота Героем Советского Союза вице-адмиралом Р.А.Голосовым исследовательской штабной игры под руководством ГК ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова.

Приказом командующего ТОФ адмирала Э.Н.Спиридонова № 107 от 8 мая 1980 г. в связи с моим 50-летием, объявлена благодарность с награждением часами «Командирские» в позолоченном корпусе. Приказ хранится в моём альбоме.

20 июня 1980 г. подписал у адмирала Э.Н.Спиридонова телеграмму в адрес командующего войсками Дальневосточного округа генерала армии И.М.Третьяка по вопросу аренды танкера Приморского морского пароходства (Находка) для завоза 3000 т дизельного топлива на объект ДВО в районе мыса Гаваи на острове Врангеля (Чукотское море).

29 декабря 1980 г. присутствовал на партактиве штаба и управлений флота. Доклад по основным направлениям народного хозяйства сделал вице-адмирал В.Д.Сабанеев. С заключительным словом, разумеется, в преломлении флотских задач, выступил командующий ТОФ адмирал Э.Н.Спиридонов. В этот день я видел Эмиля Николаевича последний раз.

Капитан I ранга А. И. Груздев,
Капитан I ранга Ю. М. Куц.

Адмирал Спиридонов Э. Н. стр. 19. На следующую страницу