Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Как учились мы


Начало пути


Страна переживала тяжелые дни. Немецкие танки подходили к Волге и Кавказу. Города, в которых многие из учеников провели свое детство, остались по ту сторону фронта…

Новому пополнению, только что прибывшему в училище из военно-морских специальных школ, надо было и учиться, и работать на бакинских нефтяных промыслах.

7 ноября 1942 года мы приняли присягу, а в конце месяца, когда враг угрожал непосредственно Закавказью, подготовительный курс было решено перебазировать в Красноярск.

25 декабря эшелон остановился на заснеженном красноярском вокзале…

В зрительном зале бывшего театра, который нам отвели, не было ничего. А надо было создавать училище. И оно было создано. Уже через неделю начались занятия.

Суровая сибирская зима давала себя знать. В классах приходилось заниматься в шинелях. Не хватало пособий, было мало преподавателей. Но, не смотря ни на что, занятия проходили по расписанию.

В городе Военно-морское училище пользовалось большим авторитетом. Его питомцы работали на паровозоремонтном заводе и помогали вывести из прорыва большой оборонный завод.

Кончился курс подготовительного училища, сданы экзамены, и мы снова едем в Баку.


Мы – курсанты Высшего Военно-Морского Училища


Страна расправляла свои могучие плечи, Красная Армия и Военно-морской флот начали гнать врага с нашей территории.

Никогда не забыть нам того ликования, с которым каждый день слушали мы сводку информбюро.

В училище мы прибыли ночью.

Сколько нового и неизвестного таило оно в своих серых корпусах, выстроившихся вокруг широкого плаца. С трепетом мы обходили кабинеты, осторожно трогали руками рукоятки грязных орудий и гребные винты блестящих от масла торпед. Сложные механизмы пугали множеством шкал, стрелок и таблиц. Казалось, что никогда мы не сможем одолеть всю эту технику и научиться ею управлять.

Начались занятия. Постепенно раскрывали свои «тайны» орудийные замки, станки и фрикционные муфты.

Весной мы ушли на практику. Впервые мы побывали на боевых кораблях действующего Черноморского флота.

Вторая половина практики проходила на учебных кораблях Каспийского моря. В этом плавании многие пережили свой первый шторм.

В конце лета мы узнали, что едем в Ленинград восстанавливать здание училища им. Фрунзе и учиться в нем.


В Ленинграде


На своих плечах мы вынесли всю тяжесть организационного периода. Условия жизни были сложнее, чем в Баку, но курсанты повзрослели, стали относиться к учебе серьезнее, и средний балл резко повысился.

Ожила спортивная и культурно-массовая работа. Команда пловцов курса заняла первое место в училище и не отдавала его вплоть до выпуска. Многие из ее членов стали чемпионами ВМУЗ и Ленинграда. На третьем курсе мы заняли первое место в училище по спортивной работе.

Огромную роль в нашей жизни сыграла комсомольская и растущая с каждым днем партийная организация. Комсорги Никитюк, Гончаров, Королев, Белошицкий, парторги Астановский и Кочешков сплотили вокруг себя актив, который помогал командованию в борьбе за высокую дисциплину и успеваемость. Во всех мероприятиях и общественных начинаниях коммунисты и комсомольцы были в авангарде.


Последний этап


Последний год пролетел незаметно. Курсанты отдавали все свои силы и энергию учебе. Они были старшими в училище и должны были показывать пример младшим. Многие из них были направлены старшинами на младшие курсы. Их работа по поднятию дисциплины была высоко оценена.

Ширилась партийно-политическая работа. Курсанты становились членами и кандидатами ВПК (б). Были организованы культпоходы в музеи, театры и экскурсии по историческим местам Ленинграда.

Государственные экзамены – это самый ответственный период в нашей жизни. Курсанты направили все свои силы и сдали экзамены со средним баллом 4,07.


Идем на флот


Окончен трудный путь нашей учебы. Флот ждет офицеров-фрунзенцев. Мы благодарны училищу, его прекрасным преподавателям, научившим нас тому, что необходимо офицеру Советского Флота. Мы заверяем командование училища и преподавателей в честной добросовестной службе, мы оправдаем доверие нашей Родины.

Ю. Антонов, В. Юровский, М. Стуколкин, Н. Кочешков,
Г. Астановский, Б. Королев, Р. Симовский, И. Мадунц.

Где они, эти люди, сейчас?


А я говорю «спасибо», спасибо от меня, моих братьев, от нашего поколения им – подарившим нам жизнь. О них я обязательно расскажу своим детям - сыну Владимиру и дочери Владиславе.

Дворянчиков Эмиль


Адмирал Спиридонов Э. Н. стр. 13. На следующую страницу