Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

«Подводники из Гаджиево». Сборник биографических очерков.

«У русского моряка нет ни легкого, ни трудного пути: есть один – славный путь!»
( П.С.Нахимов)


Заметный след в памяти подводников Северного флота и всех моряков Тихоокеанского флота оставил Эмиль Николаевич Спиридонов, яркая личность, моряк-подводник и командующий мощным ракетно-ядерным Тихоокеанским флотом Светского времени.

Эмиль Николаевич родился 26 сентября 1925 года в городе Макарьеве Ивановской области в семье служащего. В 1940 году окончил семь классов средней школы №4 в городе Фрунзе Киргизской ССР (в настоящее время Бишкек, Кыргызстан) и в том же году поступил в Киргизский землеустроительный техникум. В декабре 1941 года Эмиль Николаевич поступил в Киевскую военно-морскую спецшколу №5. В сентябре 1942 года был направлен в Баку на подготовительный курс Высшего военно-морского училища (ВВМУ) им. М. В. Фрунзе; в декабре курс был переведен в Красноярск, где учеба продолжалась сентября 1943 года, когда курс был снова переведен в Баку, и его слушатели зачислены на 1-й курс ВВМУ им. М. В. Фрунзе.

Эмиль Николаевич проявлял большой интерес к учебе, добивался физического совершенства, отличной строевой выправки. В коллективе курсантов он пользовался большим авторитетом. Вскоре курсанты из Баку были переведены в Ленинград в ВВМУ им. М. В. Фрунзе, которое восстанавливалось после военной разрухи. Переведенные из Баку курсанты не только слушали лекции, посещали практические занятия и выполняли лабораторные работы; после занятий, без предоставления им свободного времени, они трудились на восстановлении училища.

Курсант Э. Н. Спиридонов добросовестно изучал военно-морские дисциплины, особенно штурманские, во многом потому, что занятия проводили известные всем морякам профессора Н. И. Сакеллари, Б. П. Хлюстин, Н. Ф. Рыбалтовский и другие замечательные педагоги.

В апреле 1947 года Эмиль Николаевич окончил училище и получил назначение на Тихоокеанский флот командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «М-2» 6-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок, которая базировалась в бухте Находка.

спиридонов первые годы службы
Первые годы службы. 24 марта 1948 г.
г. Находка.

Служба на «М-2» складывалась у Эмиля Николаевича хорошо, он своевременно сдал установленные зачеты на допуск к самостоятельному управлению боевой частью и несению службы в качестве ходового вахтенного офицера. Руководимая лейтенантом Э. Н. Спиридоновым боевая часть при подведении итогов боевой подготовки в 1949 году заняла 1-е место в соединении подводных лодок.

19 декабря 1949 года лейтенант Э. Н. Спиридонов был назначен командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «С-125» типа «Щ» 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота, на которой прослужил до января 1952 года. 18 мая 1950 года ему было присвоено воинское звание старшего лейтенанта.

8 январе 1952 года Эмиль Николаевич был зачислен слушателем Высших специальных офицерских классов подводного плавания при 51-м учебном отряде Тихоокеанского флота и после их окончания назначен командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «С-22» 123-й бригады 40-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота.

9 мая 1953 года старший лейтенант Э. Н. Спиридонов был назначен командиром БЧ-1-4 на строившуюся подводную лодку «С-165» проекта 613. 14 сентября 1953 года ему было присвоено воинское звание капитан-лейтенанта.

По окончании постройки и испытаний «С-165» 25 июня 1954 года прибыла на Северный флот и вошла в состав 297-й бригады 33-й дивизии подводных лодок. Командир подводной лодки дал высокую оценку служебной деятельности штурмана капитан-лейтенанта Э. Н. Спиридонова и представил его к назначению на должность помощника командира на своем корабле.

Эмиль Николаевич исполнял обязанности помощника командира с 9 июля по 13 ноября 1954 года, а затем был назначен старшим помощником командира на подводную лодку «С-44» 96-й бригады подводных лодок.

В должности старпома он проявил высокие организаторские способности, волевые качества, пользовался авторитетом у личного состава «С-44». Её командир капитан 3 ранга М. Илюхин отметил: «...Все свои силы и знания отдает укреплению организации службы и уставного порядка на корабле...».

Приказом командующего Северным флотом от 13 апреля 1955 года капитан-лейтенант Э. Н. Спиридонов был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 613. 5 ноября 1956 года было присвоено воинское звание капитана 3 ранга, а 25 ноября того же года Эмиль Николаевич назначен командиром подводной лодки «С-185» 297-й бригады 33-й дивизии подводных лодок Северного флота.

В этой должности Эмиль Николаевич прослужил около двух лет, успешно выполнил дальний автономный поход, проявив хорошие командирские качества. Командир 297-й бригады контр-адмирал Н. И. Ямщиков отметил твердость и решительность характера, высокие организаторские способности и инициативу командира «С-185», его готовность к ведению боевых действий на удаленных морских коммуникациях. Подводная лодка «С-185» была объявлена лучшей в подводных силах Северного флота, а командующий подводными силами контр-адмирал А. Е. Орел зачислил ее командира кандидатом на должность командира океанской подводной лодки.

спиридонов в боевом походе
В боевом походе.

6 сентября 1958 года капитан 3 ранга (с 5 ноября 1956 года) Э. Н. Спиридонов был назначен командиром океанской подводной лодки «Б-41» проекта 629, третьей подводной лодки с баллистическими ракетами, заложенной на Северном машино­строительном предприятии в г. Северодвинске.

В период строительства «Б-41» капитан 3 ранга Э. Н. Спиридонов вышел в дальний автономный поход на ракетной подводной лодке «Б-78» проекта АВ611 (командир капитан 2 ранга В. В. Горонцов) вторым командиром. В первом дальнем океанском походе Эмиль Николаевич изучил новую подводную лодку, тактику ее действий, выполнял правительственное задание по проведению испытаний ракетного комплекса с баллистическими ракетами «Р-11ФМ».

По окончании постройки и испытаний «Б-41» прибыла в губу Оленья и вошла в состав 140-й отдельной бригады ракетных подводных лодок. Позже директивой команду Северным флотом подводная лодка «Б-41» была классифицирована как крейсерская и получила обозначение «К-79».

7 ноября 1959 года Спиридонову Э. Н. присвоено воинское звание капитан 2 ранга.

В январе 1960 года, будучи командиром крейсерской подводной лодки проекта 629 «К-79» («Б-41») 140 ОБРПЛ СФ, он вводил корабль в состав сил постоянной готовности Северного флота. В июне–июле «К-79» участвовала в учении СФ, выполнила дальний океанский поход по маршруту: Баренцево море-Норвежское море-Фареро-Исландский рубеж ПЛО-Северная Атлантика-Центральная Атлантика - спустились к островам Мадейра и Канарским. Проведена предстартовая подготовка и условно проведен старт ракетой по намеченной цели с уклонением от «условного противника» на глубину, после чего началось движение в губу Оленья. На 54 градусе северной широты застиг сильнейший шторм. В условиях жестокого шторма начальник службы «М» капитан В. Царев сделал операцию по удалению аппендицита у младшего штурмана Л. Митрофанова. С возвращением в Баренцево моря в районе острова Новой Земли получено приказание о преодолении рубежа ПЛО с выполнением ракетной стрельбы из Чешской губы. Результаты дальнего похода и успешность ракетной стрельбы были высоко оценены командующим СФ адмиралом А. Т. Чабаненко. Капитан 2 ранга Э. Н. Спиридонов был награжден главкомом ВМФ личным оружием.

21 января 1961 года капитан 2 ранга (с 27 ноября 1959 года) Э. Н. Спиридонов был назначен начальником штаба 212-й бригады 8-й дивизии подводных лодок Северного флота. Это было трудное время для 212-й бригады: 27 января подводная лодка «С-80» не вернулась с моря. Долгие поиски силами надводных кораблей и подводных лодок Северного флота, а также судов гражданских ведомств результатов не дали. Государственная комиссия во главе с Маршалом Советского Союза К. К. Рокоссовским закончила свою работу по расследованию причин гибели «С-80», не придя к окончательному выводу. Однако кадровые перестановки начались.

28 июня 1961 года капитан 2 ранга Э. Н. Спиридонов получил назначение во вновь формируемое соединение — заместителем командира 18-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота. В соединение входили новейшие по тому времени подводные лодки проекта 629 с баллистическими ракетами. Для Эмиля Николаевича это была родная стихия, так как он имел допуск на управление подводной лодкой этого проекта. Э. Н. Спиридонов был самой авторитетной фигурой при подготовке экипажей подводных лодок, приходящих из Северодвинска в 18-ю дивизию. С августа по декабрь 1961 года прибыли пять новых кораблей, пять новых экипажей, все они успешно сдавали курсовые задачи и вводились в состав боевого ядра Северного флота. На каждой подводной лодке выходил в море Эмиль Николаевич. Он был единственный из руководства в дивизии, допущенный к управлению ПЛ проекта 629.

Автору этих строк довелось тогда выходить на «К-107» в качестве командира БЧ-1. Помню, как вошел в штурманскую рубку высокий, стройный, на вид суровый капитан 2 ранга, который как-то сразу расположил к себе, заявив вполне доброжелательно: «Штурман! Я к Вам на лодку прибыл посмотреть на высокую организацию выхода и входа в базу в условиях плохой видимости. Вашего командира я хорошо знаю, во всем ему доверяю, посмотрю на работу штурмана. Для информации скажу, что я был штурманом на подводных лодках более семи лет»

Так произошла моя первая встреча с будущим командующим Тихоокеанским флотом Эмилем Николаевичем Спиридоновым.

В 18-й дивизии он оставил добрую память своим высоким профессионализмом подводника, немногословием, доброжелательностью, скромностью и высокими нравственными качествами.

В 1962 году разразился так называемый Карибский кризис. На Северном флоте было сформировано новое объединение для боевых действий в Карибском море — 20-я эскадра подводных лодок под командованием контр-адмирала В. Ф. Рыбалко. В эскадру вошли корабли 18-й дивизии (подводные лодки и плавбаза «Дмитрий Галкин») во главе с контр-адмиралом И. Л. Пархомюком и бригада дизель-электрических подводных лодок проекта 641 из Полярного во главе с капитаном 1 ранга Агафоновым. В конце этого года произошли кадровые перестановки, и 17 декабря 1962 года капитан 2 ранга Э. Н. Спиридонов был назначен командиром 211-й бригады 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. Командир эскадры отметил в аттестации: «Тактически грамотный, энергичный, волевой, дисциплинированный, смелый и решительный командир соединения. Порученное дело знает хорошо и справляется с ним успешно. Имеет большой практический опыт службы на подводных лодках. Неоднократно выходил в автономные плавания на подводных лодках на полную автономность. Допущен к самостоятельному управлению лодками проектов 613, 641, 629. Хороший моряк, в сложной обстановке ориентируется быстро, решения принимает грамотно. Трудолюбив. В 1964 — 1965 годах из десяти подводных лодок, входящих в состав бригады, все десять несли боевую службу на полную автономность». 21 февраля 1964 года Эмилю Николаевичу присвоено воинское звание капитана 1 ранга.

Командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов добавил: «Толковый и перспективный офицер».

С 29 сентября 1966 по 3 августа 1967 года капитан 1 ранга (с 21 февраля 1964 года) Э. Н. Спиридонов учился на курсах при Военно-морской академии. По всем учебным дисциплинам — только отличные оценки. Еще до возвращения на Северный флот, 31 января 1967 года, он был назначен командиром 35-й дивизии подводных лодок. В дивизии находились корабли проекта 651, новые по тем временам крейсерские ракетные подводные лодки. 21 февраля Эмиль Николаевич награжден орденом Красной звезды. В должности командира дивизии контр-адмирал (с 19 Февраля 1968 года) Э. Н. Спиридонов прослужил три года.

12 октября 1970 года Эмиль Николаевич получил назначение на должность командира и члена Военного совета 15-й эскадры подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. Эскадра под командованием вице-адмирала (со 2 ноября 1972 года) Э. Н. Спиридонова добилась высоких стабильных результатов в выполнении задач боевой подготовки и была объявлена лучшим соединением Тихоокеанского флота.

Из аттестации, написанной командующим Камчатской военной флотилией вице-адмиралом В. Сидоровым: «В 1973 году была достигнута 100 % успешность ракетных и 97,6 % — торпедных стрельб. Много и кропотливо работает над улучшением базирования кораблей и быта личного состава. Энергичный, решительный волевой адмирал. Лично много плавает на подводных лодка и кораблях эскадры, практически обучая командиров соединений и кораблей».

20 октября 1973 года вице-адмирал Э. Н. Спиридонов вступил в должность командующего и члена Военного совета 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

21 февраля 1974 года награжден орденом «Красного Знамен». Окончил при академии Генштаба курсы усовершенствования командного состава ВС СССР. 27 сентября назначен Первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом.

вручение дипломов выпускникам ввм училища им макарова
Вручение дипломов выпускникам ВВМ училища им. Макарова. 1977 г.,
г. Владивосток.

В 1977 году вице-адмирал Э. Н. Спиридонов выполнил с честью приказ министра обороны СССР быть старшим на борту аварийной атомной подводной лодке – РПК СН проекта 667Б «К-477». Обстоятельства: В начале сентября 1977г. на РПК СН «К-477» находился экипаж командира капитана 1 ранга Анатолия Брычкова. Успешно выполнена ракетная стрельба из 12 шахты (командир БЧ-2 капитан-лейтенант Валерий Лобачев). С возвращением в базу на «К-477» началась погрузка ракеты с ядерной боеголовкой в 12 шахту.

На борту находился командир 25 дивизии контр-адмирал Виктор Привалов. В процессе регламентных работ с материальной частью в БЧ-2 были допущены ошибки (человеческий фактор), которые привели к непредсказуемым последствиям (произошла разгерметизация между баками топлива и окислителя). Создалась угроза взрыва ракеты в шахте или ее несанкционированного пуска с ядерной боеголовкой. Причина - пролив двух компонентов ракетного топлива. Личный состав вывели из отсека. 12 шахту заполнили забортной водой, но пожар все-таки начался и продолжался с нарастающей силой. Воду все время прокачивали. А РПК СН с аварийной ракетой, у которой ядерная боеголовка, у причала! Срочно вылетел из Владивостока первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Э. Н. Спиридонов на Камчатку, с прибытием которого на борт аварийная ПЛ вышла из бухты Крашенинникова и маневрировала в море, пытаясь погасить пожар. Маневрировали в Авачинской губе на глубинах 50-60 м. Было очень опасно, мог произойти ядерный взрыв.

Пожар продолжался. Продолжалось и напряжение в штабах соединения и объединения 2 флотилии, Тихоокеанского флота, Главном штабе ВМФ, Генштабе МО СССР, в ЦК КПСС, а также был проинформирован Пентагон на всякий случай. Около суток личный состав «К-477» боролся за живучесть своего корабля. Им придавало уверенность, глядя на спокойное уверенное поведение старшего на борту начальника вице-адмирала Э. Н. Спиридонова. 8 сентября взрыв все-таки произошел. Но взорвалась горящая ракета, а головная часть была взрывом выброшена к счастью в море на глубине 50 м.

Ступени предохранения сработали на славу. Место падения ядерной боеголовки было отмечено буйком. РПК СН «К-477» без особых повреждений вернулся в базу. Несколько дней и ночей вице-адмирал Э. Н. Спиридонов руководил поиском, подъемом, транспортировкой и захоронением головной части в спецмогильнике в сопках Камчатки. Поистине это героический подвиг, который должен быть отмечен в славной биографии адмирала Э. Н. Спиридонова. Награжден медалью «За отвагу на пожаре».

день вмф 1980
День ВМФ. 1980 г., г. Владивосток.

21 февраля 1978 года награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Постановлением СМ СССР № 813 31 августа 1979 года Эмиль Николаевич назначен командующим Тихоокеанским флотом. 25 октября 1979 года ему было присвоено воинское звание адмирала.

К. Я. Богомазов

Адмирал Спиридонов Э. Н. стр. 3. На следующую страницу