Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Экипажу БПК «Адмирал Спиридонов»


Здравствуйте, уважаемые товарищи!

Получил вашу просьбу поделиться воспоминаниями об Эмиле Николаевиче Спиридонове, именем которого назван ваш корабль.

бпк адмирал спиридонов
БПК «Адмирал Спиридонов».

Прежде всего, все мы, кто знал Эмиля Николаевича и служил с ним, рады, что память об этом достойном человеке, настоящем моряке, увековечена в названии боевого корабля. Наверное, это лучшая память о моряке.

Мне довелось познакомиться с Эмилем Николаевичем, тогда вице-адмиралом, в мае 1974 года, когда он командовал объединением подводных лодок на Камчатке и встречал наши корабли, совершившие переход с Севера на Камчатку южным морским путем. Затем несколько раз встречались с ним на различных служебных мероприятиях, и, наконец, я служил под его командованием в должности начальника штаба ТОФ с февраля 1980 г. по 7 февраля 1981 г. — в тот трагический день Эмиль Николаевич и другие мои товарищи и сослуживцы погибли в авиакатастрофе.

За год совместной службы, да ещё на такой должности, как начальник штаба флота, конечно, много довелось общаться с Эмилем Николаевичем — командующим флотом — и на службе, и вне службы. Хотя применительно к командующему флотом понятие «вне службы» едва ли подходит. К Эмилю Николаевичу, во всяком случае, не подходило. Он никогда, наверное, не был «вне службы».

Командующим флотом он стал во второй половине 1979 г., в очень сложных для Тихоокеанского флота условиях: вооруженная агрессия Китая против СРВ, целый ряд ответственных мероприятий, проводящихся на флоте и на Дальнем Востоке. Всё это требовало повседневной напряжённой работы, зачастую приближенной к военным условиям.

бпк адмирал спиридонов
Встреча с Президентом Академии Наук СССР
академиком Александровым А. П.

Какие черты характера Эмиля Николаевича привлекали меня с первых дней нашей совместной работы?

Главное — высочайшая ответственность за порученное ему дело: командовать самым сложным нашим флотом. Такого же ответственного подхода он требовал от всех своих подчинённых. Требовать он умел, но делал это справедливо, никогда не унижая достоинство подчинённого, даже если обстановка была весьма напряженной. Крепкое слово мог сказать, но не по адресу подчиненного, а, скорее, по существу сложившейся ситуации. Умел Эмиль Николаевич доложить истинное положение дел и отстаивать свою точку зрения в самых высоких инстанциях. А это далеко не все могут.

Докладывал всегда спокойно, ни перед кем не заискивая, строго соблюдая установленный уставом и практикой службы порядок. Подхалимов не жаловал и, на мой взгляд, относился к ним с брезгливостью, свойственной высоко порядочным людям. Был подчёркнуто щепетилен в тех вопросах, когда иные путают свой карман с государственным. Чувствовалось, что в этом его заботила и честь своего имени, и честь высокого звания командующего. Эмиль Николаевич был скромен и в службе, и в жизни. Конечно, он принимал как должное всё, что ему было положено как командующему флотом. Но я не знаю случая, чтобы где-то он подчеркнул своё положение или право на какие-то привилегии. Такой же была и супруга Эмиля Николаевича — Валентина Павловна, погибшая вместе с ним. В коротком письме трудно, а точнее — невозможно дать исчерпывающую характеристику человека, тем более человека незаурядного, занимавшего высокий государственный пост. Конечно, как и все люди, он не был лишён недостатков, но не они определяли его личность. И если попробовать кратко охарактеризовать Эмиля Николаевича, как человека, моряка, командующего, то можно сказать так: «Побольше бы было у нас таких начальников»!

...Желаю всему экипажу корабля «Адмирал Спиридонов» в кратчайший срок ввести корабль в строй и счастливого вам плавания!

С уважением,
вице-адмирал Р. Голосов
г. Москва, 14.01.1985 г.

Адмирал Спиридонов Э. Н. стр. 8. На следующую страницу