Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Из истории малой родины контр-адмирала Чулкова Д. К.

А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок.
И куда бы он ни был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать, у него за спиной,
Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина.
Николай Турченков

Издревле величают русские люди Россию – матушкой. Она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт. И произносим мы слово Родина всегда с волнением и любовью. Но особенное и необъяснимое чувство заполняет наши души и сердца, когда речь идёт о том месте, где ты родился и вырос, где живут твои родные и где знакомы тебе каждый уголок, каждая травинка и каждое деревце. Это и есть то, что называем мы своей малой родиной. И хотя это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия.

Бологовская земля, «глубинка» Тверского края – это частица необъятной России. Украшенные золотом поля, роскошные апрельские рассветы, прощальный клёкот журавлей, падающие от дедовских кос с поклоном травы – именно это остаётся в душе каждого человека, хотя бы раз побывавшего здесь. Именно это и есть малая родина контр-адмирала Джемса Константиновича Чулкова.

Населенные места, как и люди, имеют свою судьбу, свою историю. У села Хотилово, что раскинулось в 23 км от города Бологое на трассе «Россия», нелегкая, но интересная биография. Именно здесь 28 февраля 1931 года родился сын-первенец в семье Чулковых. Здесь прошли первые три года жизни будущего моряка.

Своим появлением древнее село обязано строительству почтового тракта, соединившего Москву и Новгород. В 1560 году Иван IV утвердил на почтовом тракте станции для смены лошадей и отдыха пассажиров – так называемые ямы. Для «охотников», то есть для тех, кто хотел служить ямщиком, нарезались особые земельные наделы – ямские земли. От слова «хотеть» и произошло название села Хотилово. Позднее на ямах, где предусматривался ночлег путешествующих царских и княжеских особ, были построены путевые дворцы. Такие дворцы были воздвигнуты в Твери, Торжке и Хотилове.

В 1702 году Петр I приказал усилить Хотиловский ям, крестьян соседних деревень перевести в государственные и прикрепить к ямскому ведомству. Со строительством новой столицы – Санкт-Петербурга – дорога стала использоваться более интенсивно.

В ноябре 1744 года великий князь и наследник престола Петр III заболел в Москве оспой. Установилась зима. Поехали в Петербург на санях. День рождения императрицы Елизаветы Петровны (18 декабря) отпраздновали в Твери и на следующий день снова в путь. В Хотиловском яме князь почувствовал себя плохо. У него поднялся жар и появились оспенные пятна. Больного поместили в путевой дворец и оставили под присмотром графини Румянцевой. Потом из Новгорода возвратилась в Хотилово и сама императрица. Она жила здесь до выздоровления князя и вернулась с ним в столицу только в начале февраля. Императрица благодарила бога за выздоровление племянника и дала обет построить в Хотилово церковь. По личному распоряжению Елизаветы Петровны строительство церкви во имя святых апостолов Петра и Павла началось в 1745 году. Однако достроена Петропавловская церковь была только при Екатерине II. В 1783 году церковь была освещена.

Шли годы. В XVIII – XIX веках Хотилово становится крупной почтовой станцией. Это центр волости, где помимо храма, были двухклассное училище, часовня, торговые лавки, постоялые дворы, трактиры и два путевых дворца. К сожалению, сейчас всего этого в селе нет. Только, как и прежде, в центре поселения возвышается Петропавловская церковь. В настоящее время она восстанавливается трудами подвижников и людей неравнодушных. Заброшенная в 30-е годы ХХ века, церковь возрождается из руин. Село Хотилово продолжает жить.

петропавловская церковь
Петропавловская церковь в селе Хотилово (1995 год)


ремонт церкви в хотилово
Церковь в селе Хотилово восстанавливается

Среди лесов и полей тверской «глубинки» раскинулось много других сел и деревень. От деревни к деревне пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в путь-дорогу, так и манят пройти и проехать по удивительно живописной бологовской земле. Одна из таких дорог привела семью Чулковых в село Берёзовский Рядок, куда в 1934 году Константин Иванович, отец Джемса, был направлен ветеринарным фельдшером. Березорядская земля стала второй малой родиной будущего контр-адмирала.

Это край лесов, озер, болот, речек и ручейков. И, хотя, то тут, то там видна деятельность человека, природа сохранила места «дикой», первозданной красоты. Это сосновые боры, окружающие березорядские селения с севера на восток, густые ельники с западной и юго-восточной стороны, реки и речушки, болота и болотечки, озера и множество ручейков с названиями и без. Но все-таки самым живописным местом является слияние двух рек - Мсты и Березайки. Именно здесь, в междуречье, и раскинулось село Берёзовский Рядок, история которого берет свое начало в глубине веков…

Справа Мста, а слева Березайка.
Прямо вдаль – леса, луга, поля.
Издавна, меж рек, цветной мозаикой
Березорядская раскинулась земля.

Давно - давно на устье люди жили.
По-своему, порой кто как привык.
Лепешки, деньги в жертву приносили
У Радовки на камень-следовик.

Княгиня Ольга Мстою проходила.
Велела ставить крепость-городок.
И все селенья данью обложила,
Не обошла Березовский Рядок

Здесь Долгорукий был, Иван Московский,
Делили земли здесь и Новгород, и Тверь.
Рядовичи прошли сквозь все невзгоды
Дорогою страданий и потерь.

Частенько встарь неурожаи были.
От голода людей спасала Мста.
В ту пору лоцманы умелые здесь жили,
Их нанимали проводить суда.

Здесь, говорят, царица проплывала,
Сама Екатерина. И меж рек,
Она построить город обещала.
Оставить память о себе навек.

Сегодня здесь лежит село большое
И прежняя природы благодать.
Но всем нам важно вспоминать былое,
Историю села потомкам рассказать
«Страницы истории», Сорока Л. Н.


В этих строках перед вами промелькнули лишь некоторые страницы прошлого края.

Сведения о селе и других населенных пунктах по берегам рек Мсты и Березайки можно найти в памятниках письменности, начиная с конца XV века. «В Николском погосте на Березове Ряду… (стлб.462), д. Жизнеево, д. Косино, д. Межъозерье, погост Сеглиньский (стлб.452), д. Басутино, д. Семерица (стлб.465), сельцо Туганицы (стлб.507), д. Лошаково, д. Раменье (стлб.456), д. Ловница…или еще: Ряд Березовский (стлб.63)». («Новгородские писцовые книги» т.1, Переписная оборочная книга Деревской пятины, около 1495 года. Первая половина. СПб., 1859, т.2. Вторая половина. СПб., 1862). Все населенные пункты, входящие в состав Березорядского сельского поселения в настоящее время, существовали в 1495 году как самостоятельные поселения. Многие из их названий остались неизменными.

В «Новгородском сборнике за 1865 год» (выпуск 2) собраны сведения о приходах. В то время земли и селения современного Березорядского сельского поселения находились в двух приходах: Сеглинский погост и Березорядский Предтеченский. В то время в Березорядский Предтеченский приход (центр – село Березовский Рядок) входили 13 населенных мест. В приходе было 324 деревянных дома, две водяные мельницы, три кожевенных завода, школа и библиотека при церкви. Население прихода составляло 2165 человек.

Согласно «Списку населенных мест за 1879 год» существует Березорядская волость, в которую входят 33 селения. По семейным спискам жителей было 4151 человек, а по приходским сведениям – 4402 человека. Число дворов жителей всех сословий 824. В 1909 году в волости значилось 38 населенных мест.

Село имеет составное название. Первая часть по гидрониму – р. Березайка, на обоих берегах которой, в её устье, расположено селение (Тверская область, 1992, с. 5). Этимология от гидронима от березник, березняк – берёзовый лес, роща, место, где прежде росли берёзы, пашня на месте сведённого берёзового леса; березовня – урочище, зарастающее лесом (Даль, I, с. 83; Мурзаев, 1984, с. 83). Другие формы: березнюг, березовик, березье и др.

Вторая часть от ряд, рядок – селение, хутор, избы в ряд; торгово-ремесленное поселение (новгород.) (Мурзаев, 1984, с. 488). В топонимах ряд, рядки и пр. историки видят свидетельства новгородской колонизации XI-XII веков по торговым путям, проложенным, главным образом, по рекам.

Старинное селение находилось на главном в средневековье пути между центральными русскими землями и землями Новгорода Великого, входя в его Деревскую пятину. Этот рядок был крупным и известнейшим поселением в древнерусское время. С созданием Вышневолоцкой водной системы селение приобрело ещё большее значение.

Река Мста - барочная река - давала заработок местному населению. Здесь жили лоцманы, умело проводившие лодки и баржи по мстинским порогам, и торговые люди. Были и владельцы земель. По переписи 1495 года среди владельцев земли в Березовском Рядке значились: «Васко Данилков, Ивашко Верзаулов, да десять мужиков были «припущены в поле» деревень Заборье, Межники, Наумово. В этих трех деревнях было пять дворов. Налог с этих крестьян был шесть гривен». Переделы земли редки. По свидетельству местных жителей «крайно делили землю через десять лет, а так через двадцать лет». Состав жителей устойчив, земли было достаточно.

Помимо лоцманов в Березовском Рядке жили мастеровые люди по ремонту судов и тяглецы-рядовичи, которые по договору выполняли определенную работу: тянули лодки, перегружали их, тянули по суше волоком. Особенно тяжело жилось тяглецам-рядовичам. Помимо основной работы им приходилось и землю пахать, и сено косить. От непосильной работы мужики убегали под Бежецк или в другие места, но их разыскивали и возвращали.

Так , 1 марта 1587 года, на основании «Наказа» новгородских дьяков С. Фролова и С. Емельянова, губные старосты разыскали и вернули из под Бежецка 48 тяглецов –рядовичей на их старые тяглые места в Березовский Рядок «в старые их дворы з женами и детми и со всеми их животы, где кто жил наперед того».

Если в 90-е годы XVI века в сельском хозяйстве наметился небольшой подъем, то начало XVII века снова сопровождается неурожайными годами и страшным голодом.

Жилецкая Мста превращалась в пустоши: «Было жило-стало пусто». В 1650 году многие жизни унесла чума. После всех этих напастей в середине ХVII века была проведена полная общегосударственная перепись населения. Проходила она дважды: в 1646 и в 1678 годах. Тридцать монастырей имели свои земли в Деревской пятине. Среди них Иверский монастырь. Во времена правления царя Алексея Михайловича Березовский рядок был передан во владение Иверскому (под Валдаем) монастырю.

Доход от водного пути и от торговли, сборы от крестьян шли теперь Иверскому монастырю. После окончания строительства Вышневолоцкой и Мстинской водных систем за навигацию через Березовский Рядок проходило до 4000 судов, в основном барок (барж). Баржа была длиной 50 метров и несла на себе 25-30 тысяч пудов груза. Это по 3,5 тысячи кулей с мукой весом каждый по 130 кг. Перевозили лес, кирпич и различные строительные материалы, лен и пеньку, зерно, литье, воск, сало, пушнину и другой товар.

C расцветом торговли росли рядки, увеличивалось их население. Весной шел сплав леса. Во всех крупных рядках через престольные праздники проходили ярмарки. В Березовском Рядке такие ярмарки проводились трижды в год: летом на Иванов день, осенью на Покров и зимой перед Рождеством. На ярмарки съезжались продавцы и покупатели со всей округи. Было очень людно. На коновязи стояло до 150 подвод. Шла бойкая торговля. С полной нагрузкой работали чайные, то там, то здесь слышалась веселая плясовая музыка. В селе во время ярмарки выпекались бублики, баранки и пряники. Ремесленники выставляли на продажу свой товар. В селе изготовлялись телеги, колеса и дуги, деревянные кадки, бочки, шайки и лохани, были свои небольшие кожевенные заводы по выделки кож и овчин. Березовский Рядок оправдывал свое название. Ведь «рядиться» –это значит торговаться, договариваться в цене. За торговое место на ярмарке за две недели брали пять алтын (15 копеек).

По сведениям «Памятной книжки Новгородской Губернии на 1860 год» в 1859 году в селе Березовский Рядок с 24 июня по 1 июля прошла Ивановская ярмарка. «…привезено товара на 350 рублей, продано - на 100 рублей…». С 18 декабря три дня прошла Модестовская ярмарка. «…привезено товара на 250 рублей, продано – на 90 рублей…».

В народе говорят, что будто бы в Березовском Рядке побывала сама императрица Екатерина II Великая. Летом 1785 года она самолично осматривала Мстинский водно-торговый путь. Было это с 6 на 7 июня. Спускаясь по Мсте от Вышнего Волочка она попала в непогоду и вынуждена была остановиться в Березовском Рядке. Ей очень понравилась местность, а особенно, красавица-церковь Успенья Божьей Матери и Николы чудотворца, что стояла в излучине реки. Но растерялись березорядские мужики, не смогли оказать царственной особе должного внимания и почестей. Императрица замочила подол и ноги. На трапе не было дорожек (половичков). Приказала она крестьянам спины согнуть до земли и сошла на берег по мужицким спинам. И в довершении всего в доме, где Екатерина II разместилась на отдых, свирепствовали клопы. Разгневанная царица сказала: «Не бывать Вашему рядку городом!». Разгневанная плохим приемом, Екатерина II двинулась по Мсте дальше. После устья Березайки, напротив деревни Городок, на дне реки лежали огромные камни – валуны и мешали проходу барок и лодок. Императрица приказала березорядским мужикам камни со дна Мсты на берег вытащить.

В подтверждение старинной легенды, лежат эти камни на левом мстинском берегу до сих пор, и местные жители называют их «журавлиными».

Правда это или нет - сказать трудно, подтверждающих документов не найдено, но в селе живет эта красивая легенда. Известно только, что после посещения Крыма в 1785 году Императрица ознакомилась с работой шлюзов и каналов на Мстинско-Вышневолоцкой водной системе и осталась увиденным вполне довольна. Правитель водной системы Л. М. Манзей был за хорошую работу награжден орденом Святого Владимира IV степени. Намного раньше, 11 мая 1770 года, Указом Екатерины II Осташков, Вышний Волочек, Валдай, Рыбинск и Боровичи были объявлены городами. Березовского Рядка в этом указе не было. С 1773 года село входит в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.

До железных дорог реки были путями торговыми, хозяйственными, культурными. По судоходной Мсте в Петербург доставляли, как раньше, муку и лен, дрова и железо. Как только наступал навигационный сезон, по ней плоты леса начинали сплавлять. Баржи груженые шли без конца. В Березовском Рядке, на слиянии рек, купцы, по-прежнему, лоцманов умелых искали. Такие лоцманы в селе были. Они охотно нанимались в проводники через опасные мстинские пороги.

С 1843 года начала строиться железная дорога между Петербургом и Москвой и 14 августа 1851 года дорога была открыта. Близость железнодорожной магистрали (станция Мста в двадцати верстах) немного изменила жизнь в селе, но, все равно, интерес к прежним торговым путям не пропал. Мста оставалась главной «торговой дорогой».

В одной из книг 1900 года есть небольшое, но любопытное свидетельство о здешних местах, о Березовском Рядке: «… верстах в двенадцати от станции Мстинской, к северу при реке Мсте, расположен Сеглинский погост, в конце XV века находившийся в Деревской пятине и уже тогда имевший церковь Рождества Богородицы. Нынешняя церковь построена в 1800 году. В восьми верстах от Сеглина при реке Мсте и Березайке лежит большое волостное село Березовский Рядок, имеющее около 900 жителей. В селе существует несколько небольших кожевенных заводиков и трижды в год бывают ярмарки. …»

Сюда съезжались, как и в XVII-XVIII веках, люди со всей округи. Местные разбогатевшие крестьяне и торговые люди открывали лавки, выпекали баранки и пряники, содержали чайные, заводили небольшие предприятия, торговали кожевенными, сапожными, валяными и гончарными изделиями. Торговля шла бойкая, вполне оправдывавшая название села.

Но не всегда в Березовском Рядке было все благополучно. В XIX веке в селе дважды был пожар. В 1809 году сгорела половина селения, а в 1883 году пожар уничтожил все село полностью, кроме церквей. Но жители рядка выстояли и на этот раз, отстроились заново и продолжали жить.

В «Списках населенных мест Валдайского уезда за 1879 год» в современных границах населенного пункта значатся: село Березовский Рядок и деревня Курск (за рекой Березайкой, левобережная часть села, которая до сих пор местными жителями зовется Курским Рядком).

В то время в селе Березовский Рядок проживает по семейным спискам 794, а по приходским сведениям – 949 человек. В селе имеются 793 строения, в т.ч. 291 жилое. Дворов значится 197. Среди учреждений и заведений значатся: школа, 2 водяные мельницы, 4 кожевенных завода, 5 мелочных лавок и 1 питейный дом. У жителей в пользовании находится 2535 саженей надельной и покупной земли. В хозяйствах имеются 149 лошадей, 361 голова рогатого и 186 мелкого скота. Жители занимаются сплавом барок и леса.

Не смотря на то, что вблизи появилась железная дорога, в селе по-прежнему было много ремесел, мелких собственников, успешно процветала торговля. Главным занятием населения и после отмены крепостного права (1861 год) остается земледелие.

Осенью часть крестьян продолжала уходить на заработки, нанимались в «чернорабочие». Была распространена охота на зайцев, ловля знаменитых «березайских» раков для Петербурга. Из пернатой дичи на местных водоемах и в лесах обитали лебеди, гуси, утки, журавли, серые и белые куропатки, кулики, перепела, а также гагары, орлы и аисты. В реках и озерах было много ряпушки, форели, стерляди, водился сом.

Но большинство сельских жителей оставалось в бедности и нищете. Был крайне низким и уровень образования.

Согласно «Очерку Народного просвещения за 1884/1885 учебный год» первая земская школа в Березовском Рядке была открыта в 1878 году. Помещалась она в деревянном доме, построенном на средства Ведомства Народного образования и Уездного Земства. Тут же располагалась и школьная библиотека, и квартира учителя, и ремесленный класс. Обучались в школе 50 мальчиков и 11 девочек. Это было Березорядское образцовое 1-классное училище (первый учитель М. М. Онуфриевский, второй – П. С. Сампсонов).

О существовании школы в Березовском Рядке есть еще упоминание в «Новгородском сборнике» за 1865 год (выпуск 2). Согласно этому документу школа при церкви в Березорядском Предтеченском приходе работала уже в 1860 году. В ней обучалось 64 ученика и 20 учениц. Перед революцией в селе было две школы: земская - 4 класса и церковно - приходская - 3 класса, но грамотных, практически не было. Считались грамотными лишь около 8% населения, а среди женщин и процента не набиралось. Ведь учиться могли лишь немногие. До учебы ли было крестьянским детям!

В «Новгородском сборнике» за 1865 год значится, что библиотека в селе существовала при церкви. В ней имелось до 20 томов литературы духовно-нравственного содержания.

Согласно «Памятной книжке Новгородской губернии на 1913 год» в 1896 году в Березовском Рядке была открыта губернская и уездного земства библиотека. Заведующим значится Филипп Иосифович Харламов, а согласно «Памятной книжке Новгородской губернии на 1909 год» губернская и уездного земства библиотека была открыта в 1898 году и заведующим значится Михаил Федорович Новиков. В библиотеке числится 322 тома книг. Как видите, сведения противоречивы.

вид на село
Вид с Великой горы на село. Открытка начала ХХ века.

В 1898 году в селе была открыта земская сельская больница.

Согласно «Спискам населенных мест Валдайского уезда за 1909 год» в границах современного населенного пункта значатся: село и погост Березовский Рядок, деревня Курско (смежна с погостом).

В то время в селе Березовский Рядок проживало 915 человек и 22 человека на погосте. Число строений - 281 (село и погост). В селе были: 2 церкви, 2 школы, фельдшерский пункт, 2 хлебо-запасных магазина, 4 кожевенных завода, 2 водяных мельницы, 4 мануфактуры, 3 мелких лавки, винная казенка, чайная. Ярмарки: 24 июня, 27 ноября и 18 декабря (по старому стилю).

В деревне Курско в 1909 году проживали 100 человек в 48 домах. Березорядское волостное правление находилось тоже здесь. Еще в деревне значатся часовня и фельдшерский пункт.

Хлебопашество, после лесозаготовок, считалось основным занятием местных жителей, а земли здешние хлебородством не славились. Своего хлеба многим не хватало. Уезжали на заработки в города, нанимались в богатые дома дворниками, горничными и няньками. А зарабатывали не только гроши, нарабатывали гнев. Из Боровичей на дровнях тайно возили в Березовский Рядок революционную литературу, газеты, прокламации. Тайком собирались в бане на тайные читки. Николай Васильевич Брагин мало говорил, много читал. А прятали запрещенные книжки у Анны Ефимовны Ершовой. Она была вне подозрений: ей ли революционной деятельностью заниматься, когда в избе тринадцать ребятишек и все мал мала меньше!…

Вот донос полицейского начальника. Он не только возвращает нас к событиям березорядской истории, он пророчит революцию, он передает страх: «2 и 3 марта в селении Березовский Рядок толпа молодежи (в числе их несколько женатых) до 100 человек ходили по селению с красными флагами с надписью «Долой царя!» и распевая «Марсельезу» и другие возмутительные песни, касающиеся царствующего дома, причем, стреляли из ружей и револьверов и даже из церковной пушки»…

Это строки из «Донесения №150 земского начальника 2-го участка Валдайского уезда А. А.Попова Новгородскому губернатору О. Л. Медему о демонстрации молодежи в дер. Березовский Рядок от 10 марта 1907 года».

Полицейский начальник в своем донесении не считал нужным скрывать своей тревоги: «Донося о вышеизложенном Вашему сиятельству, считаю своим долгом доложить, что пропаганда значительно развивается, масса прокламаций социал-революционного содержания разбрасывается по улицам, и, по-видимому, этим занимаются крестьяне Николай Брагин и сын старшины Трусов и другие, получающие будто бы из Петербурга от революционного комитета, что Брагин при каждом удобном случае проповедует социалистическое учение, не стесняясь с присутствием сельских и волостных властей, что, по-видимому, у молодежи уйма ружей и револьверов, что, по моему мнению, необходимо арестовать зачинщиков, произвести тщательный обыск, как прокламаций, так и оружия, и привлечь виноватых к ответственности… …А в заключении позволяю себе вновь просить Ваше сиятельство о назначении во 2-й стан более энергичного пристава, иначе и мой участок обратится в неспокойный».

Сегодня некоторые хотят отказаться от революционного прошлого, хотят изобразить его, как насильственно навязанную большевиками нелепую ошибку. Как будто и не было людского горя, выстраданной идеи упорной борьбы. Как будто и кровь ничья не проливалась. А ведь того же Николая Брагина нашли односельчане с отрубленной головой…

Как бы трудно не жилось березорядским жителям и крестьянам в округе, они справляли свадьбы и праздники, проводили веселые массовые гулянья и вечера-посиделки, ярмарки, базары. Старожилы рассказывают, что место у старого моста (теперь здесь новый добротный мост) через Мсту, возле слияния ее с Березайкой, было когда-то любимым местом народных гуляний, сюда сходились из окрестных сел и деревень. Плясали под гармонь, пели, развлекались. В селе было очень много молодежи.

Каждая деревня имела свои престольные праздники в честь святых. В Березовском Рядке широко праздновались: Иванов день, Успенье и Модест (31 декабря по новому стилю). Во всем селе не было человека, который бы не веселился. Зимой такие гулянья или вечера - беседы проводились в просторных избах. Девушки приходили с прялками, с вышиванием, вязанием, среди парней всегда были гармонисты. Самая большая «беседа» собиралась в доме Устиньи Зайцевой. Молодежь ей потом помогала дровами или в какой-нибудь другой работе. Плясали «барыню», «русского», «семеновну», «страдание», «цыганочку». Танцевали «кадриль», водили хороводы. В Березовском Рядке были заядлые гармонисты - три Петра: Горячев, Чевачин и Ананьев. Без них и других гармонистов не обходились ни на одном празднике, да и в соседние деревни они гулять ходили. Сейчас в селе еще можно найти гармониста, но гармоника уже почти забыта.

Около 1910 года в селе Березовский Рядок было открыто Почтовое отделение. Первым его Начальником стал Афанасьев Владимир Ильич, присланный с семьей из города Шлиссельбурга в Бологое. Служащему порекомендовали поехать в Березовский Рядок, где только что открылось Почтовое отделение. 17 октября 1910 года в семье Афанасьевых родился сын Борис, будущий заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный железнодорожник, Почетный гражданин города Бологое. Через несколько лет, в 1916 году, Афанасьевы переехали в село Куженкино, где Владимир Ильич получил должность Начальника Почтового отделения. Еще мальчиком Борис начал играть в Бологовском оркестре народных инструментов. В 1930 году Бориса Владимировича направили работать в село Березовский Рядок заведующим избой-читальней. Через два года его призвали в Армию и, начиная с 1935 года, Афанасьев Б. В. становится бессменным руководителем Бологовского оркестра народных инструментов на долгие 67 лет.

Уроженцем Березовского Рядка конца XIX века является бологовский фотограф Колчин Василий Иванович.

В 20-е годы ХХ века в Березовском Рядке, как и по всей России, начиналось строительство новой жизни, возрождение народного хозяйства, возрождение деревни. Старожилы помнят времена НЭПа. Говорят, что не такое уж это плохое время было. Село расстраивалось, хорошело. Рубили избы, строили двухэтажные дома, построили кирпичную начальную школу, благо и завод кирпичный в селе был свой. Позже многие кирпичные постройки разобрали, кирпич использовали для строительства других зданий или увозили в соседние селения. В 1930 году в селе началась коллективизация. Березовский Рядок был богатым селением, много частных собственников насчитывалось: владельцы заводов, мануфактур, одних лавочников было больше десятка. Раскулачивали всех зажиточных: забирали скот, имущество, самих хозяев в Бологое увозили, а дальше - в Ленинград (областной центр с 1927 года), чтобы решить их дальнейшую судьбу, Многие не возвращались. Всех коров, лошадей, овец, свиней, кур собирали на общественные дворы. Так образовался в Березовском Рядке колхоз «Завет Ильича». На 1 января 1933 года в колхозе было 2080,51 га земли, в т.ч. 412 га пашни, 474 га сенокосов, 354 га под лесом, 389,5 га пастбищ. Имелись: коровник, свинарник, овчарня, конюшня и птицеферма. Все лавки, заводы, мануфактуры перешли колхозу, а часть имущества государству. Большая часть этих предприятий со временем пришла в упадок, так как лишилась единоличного хозяина, стала общественной собственностью. Первым председателем колхоза был присланный из Бологое Петренко, а в 1933 году, выбрали председателя из «своих» - Феофанова Афанасия Алексеевича. Председателем сельского совета в то время был приезжий - Морозов. В колхозе имелись: бойня, кожевенный цех, сапожная и валяльная мастерские. Работали в колхозе за трудодни, но помимо этого нужно было платить сельхозналог государству с каждого личного подсобного хозяйства в год: 50 куриных яиц, 40 кг мяса в живом весе, 0,5 кожи любого скота, молоко, шерсть, определенную сумму денег с каждого хозяйства. Трудно жилось людям. Все работы выполняли вручную или на лошадях. В конце 30-х годов в Кемцах была создана МТС. Это стало большим подспорьем для колхозников. Некоторые обучались на трактористов и работали в Кемецкой МТС. Они получали расчет деньгами, а не натуроплатой по трудодням в конце года, и по договору помогали колхозу в обработке земли и других сельхозработах. Колхоз производил для государства молоко, мясо, лен и зерно. Связь с районом осуществлялась по единственному телефону, который находился в сельском совете. В правлении колхоза телефона не было.

березорядская школа семилетка
Березорядская школа-семилетка. Фото 1937 года.

В 1934 году в селе была построена новая школа-семилетка. Здесь учился Джемс Чулков. Отсюда он уехал поступать в Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ). Со школьного порога деревенский паренек шагнул в большую жизнь и прожил ее с честью.

Перед войной в Бологовском районе насчитывалось 165 колхозов. Животноводы колхоза «Завет Ильича» были в передовых, о чем неоднократно сообщала районная газета «Бологовский ударник». В основном это была молодежь. Вот так же доблестно, себя не жалея, пошла она и в огонь Великой Отечественной войны. Все мужское население Березовского Рядка и ближайших деревень до 1924 года рождения было призвано в Красную Армию. Но война оказалась такой большой, что на фронт постепенно уходили даже недоучившиеся школьники. Березорядцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Среди них уроженец деревни Курский Рядок Широков Петр Петрович, 1917 года рождения, получивший «Золотую звезду» Героя СССР 24 марта 1945 года за оборону Севастополя. Петр Петрович – участник Парада Победы 1945 года в Москве.

Но в годы войны было тяжело не только фронтовикам, а и тем, кто жил и работал на селе. Бологое бомбили, самолеты часто пролетали над Березовским Рядком, но сельчане работали не покладая рук. Все легло на женские плечи: дом, хозяйство, дети и … война. Сами и за лошадей, и за пахарей были. Многие женщины села удостоены звания «Труженик тыла» и награждены медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» за доблестный труд в военные годы.

После войны было очень трудно. Не хватало мужской силы, но в 1949 году в Березовском Рядке зажглись электрические лампочки. Электричество вырабатывала местная электростанция (плотина на реке Березайке в соседней деревне Тугановичи), с 24 часов до 6 часов утра свет отключали. Провода тянули от Туганович до Березовского Рядка (3 км) женщины.

плотина на реке березайка
Плотина на р. Березайка в д. Тугановичи (фото 60-х гг. ХХ века).

Когда в начале 50-х годов включили в селе радио, было народное гулянье. Местный радиоузел вскоре наладил регулярные передачи. Часто выступали перед односельчанами с беседами учителя: Шилина Нина Александровна и Куртенкова Ираида Васильевна. А Таисия Дмитриевна Большеротова в определенные часы даже читала радиослушателям роман Вилиса Лациса «К новому берегу».

Очень непростым и нелегким был путь березорядцев к новой жизни, но угнетенными большинство себя уже не чувствовали. И радовались, и печалились по-новому.

В 1950 году произошло слияние близлежащих колхозов в один. К колхозу «Завет Ильича» присоединились деревни: Тугановичи, Курский Рядок, Беховы. Председателем нового объединения был избран Чулков Константин Иванович. Он приехал в село еще до войны ветеринарным врачом. Воевал, был ранен и демобилизован из армии домой. Возглавлял колхоз «Завет Ильича» до 1964 года. Был грамотным руководителем. Умер 29 февраля 1964 года за рабочим столом.

Чулков Константин Иванович
Председатель колхоза «Завет Ильича» Чулков Константин Иванович всегда объезжал хозяйство на коне.

у стен родного дома
У стен родного дома в с. Берёзовский Рядок (слева направо):
Сомов С. С., Музылева (Чулкова) З. К., Чулкова П. С.,
Чулков К. И. и внук – Константин Иванович (младший).


В 1965 году колхоз был реорганизован и образован совхоз «Мстинский», но это название продержалось всего один месяц, так как совхоз с таким же названием был создан на станции Мста чуть раньше нашего. Новое название - «Сеглинский» - совхоз имел на протяжении 27 лет. Первым директором совхоза был Ершов Василий Васильевич.

С 1992 года Березовский Рядок стал центром товарищества «Междуречье», а ныне - СПК «Мста».

В настоящее время в селе возрождается храм, который имеет богатую историю.

По летописным данным в 1747 году Предтеченская деревянная церковь в селе уже существовала, но в 1748 году был построен еще и каменный храм, который в 1851 году был разобран по ветхости. В «Летописи Березорядской церкви» конца XIX века есть такие строки: «… Из отрывков некоторых письменных документов под названием «Новгородские Записи», сохранившихся у сельских старост Березорядского общества, переходящих преемственно от одного к другому и составленных в 1656 году, видно, что Березорядский приход и в оном деревянная шатровая церковь во имя Успения Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца уже существовала в половине XVII века при Московском Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, когда крестьяне Березорядского прихода вместе с другими окружающими приходами – Сеглинским, Глиненским и прочими принадлежали по дарственным Записям Валдайскому Иверскому Монастырю, пожалованным вместе с землями оному Монастырю Царём и Великим Князем Алексеем Михайловичем». В «Новгородских Записях» значится, что «селение Берёзовский Рядок, в числе других селений, был пожалован этим Царём в вотчинное владение Иверскому Монастырю, новопостроенному знаменитым Патриархом Никоном, как это обозначено в книге деяния Большого Московского Собора 1667 года». В книге «Новгородских Записей» сказано так: «по Государеву Царёву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу, воевода, Князь Иван Андреевич Голицын, да дьяк Василий Шпилкин, велели им (монастырской братии) дать с писцовых книг выпись на монастырские пустоши, почему им теми пустошами владеть. А в писцовых книгах Деревской пятины Дмитрия Замыцкого написано: « в Деревской пятине – ряд Березовский на реке Березай, да на реке на Мсте, а в нем храм Успения Пречистыя Богородицы, да храм Николая Чудотворца, во дворе поп Семион, во дворе диакон Терентий, да двор церковного дьячка пуст, во дворе пономарь Васька, во дворе проскурница Настасья, да три кельи, а в них живут нищие и питаются от церкви Божией». Далее идёт перечень тяглых дворов, которых насчитывалось в Берёзовском Рядке 29-ть с 35-ю тяглыми крестьянами».

«… В формулярах за 1860 год значится, что в 1849 году «с благословения Высокопреосвященнейшего Митрополита Новгородского и С. Петербургского Григория при священнике Алексее Белавине и церковном старосте села Берёзовского Рядка было положено основание настоящего каменного пятиглавого храма с одним престолом во имя Успенья Божьей Матери. Храм сей устроен почти рядом с местом прежде бывших разобранных церквей – холодной и тёплой вместе с колокольнею в том же селе Берёзовском Рядке, находящемся при слиянии рек Мсты и Березая. Березорядская Успенская церковь и приход отстоит в 215 верстах от Губернского города Новгорода и в 80 верстах от уездного города Валдая».

По окончании постройки церкви последовало очень прискорбное событие, - ударом молнии во время сильной грозы разрушило осмерик храма, при этом было убито много скота –до 40 голов овец, находящихся в это время неподалёку, так как при храме не было никакой ограды. Окончена постройка церкви была уже в 1865 году при Государе Императоре Александре II. В том же году, 17 декабря, храм был освящен при священнике Никаноре Нумерове и церковном старосте села Берёзовского Рядка Стефане Николаеве.

В 1871 году, при священнике Никаноре Нумерове и церковном старосте села Берёзовского Рядка Петре Гаврилове было положено основание постройки тёплой каменной церкви с каменной колокольнею. Церковь эта двухпридельная, одноглавая. С правой южной стороны придел во имя Тихвинской Божьей Матери, а с левой северной стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В одной связи с церковью устроена двухярусная каменная колокольня с двумя пролётами и деревянными решётками со всех четырёх сторон. Колоколов на колокольне помещено семь.

Строительство проходило крайне неудачно. Церковь дала трещины, «вследствие чего и предписано было Епархиальным Начальством разобрать таковую вместе с колокольнею, как находившуюся в связи с церковью, и снова перестроить».

успенская церковь
Успенская церковь в центре села (фото 50-х гг. ХХ века).

Постройка тёплой церкви и колокольни, за неимением средств, при помощи сборных книг, выдаваемых Епархиальным Начальством из Новгородской Духовной Консистории, была закончена уже в 1893 году «при особенном усердии и старании преемника священнику Нумерову священника Антония Кедринского и церковного старосты деревни Больших Липяч Григория Емельянова». При них же церковь и колокольня были освещены «в царствование Благочестивого Государя Императора Александра III в том же 1893 году августа 22 дня…».

предтеченская церковь
Предтеченская церковь на старом кладбище за селом (фото 1939 года).

«…За тем есть ещё деревянная однопрестольная церковь во имя Иоанна Предтечи, каковая прежде находилась в селе Берёзовском рядке и стояла в ограде вместе с вышеупомянутыми разрушенными каменными храмами. Но в последствии времени в 1873 году перенесена на кладбище, отведённое по распоряжению Правительства за селом Берёзовским Рядком, в полувёрстном расстоянии от него на так называемой «Великой горе», без всякого изменения в архитектурном отношении, в том же самом виде, в каковом была и первоначально устроена с переменой одной только тесовой крыши, каковая за ветхостью заменена новой тесовой же, окрашенною масляною краскою красною – мумиёю». Таким образом, в приходе Берёзовский Рядок на момент написания «Летописи» существуют три церкви: «две из них каменные с таковою же колокольнею, без ограды, находятся в самом селении Берёзовском Рядке, и третья – деревянная церковь находится на кладбище и обнесена оградою, сложенною из дикого камня, с расщебенкою, прокладкою мхом и заливкою известью». В селе 17 мая 1887 года умерла вдова Ивана Петровича Сахарова - Евдокия Васильевна Сахарова, которая жила в деревне Рютино, но после смерти мужа переехала в Березовский Рядок. Похоронена на погосте, место захоронения в настоящее время установить невозможно.

Церковь Успенья Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца действовала до 1932 года, а после ареста последнего священника закрыта, разграблена и осквернена, как это практиковалось в те годы. В помещении храма находился склад, пекарня. Сейчас церковь силами иерея Василия (Прокопчука), священника церкви Сельца Карельского Удомельского района и местных жителей восстанавливается.

успенская церковь 2009 год
Успенская церковь вновь открылась в 2009 году.

Деревянная Предтеченская церковь, не смотря на свой солидный возраст, стояла на Великой горе до весны 2009 года. В ночь с 24 на 25 марта церковь сгорела, скорее всего, была подожжена подростками по неосторожности. Село лишилось уникального архитектурного памятника, находившегося под охраной государства. На месте пожара осталось лишь старое заброшенное кладбище, которое было закрыто в 1936 году. Современное сельское кладбище находится теперь в 1,5 км от села, в сосновом бору, недалеко от озера Выгляд.

последняя фотография церкви
Последняя фотография Предтеченской церкви (сентябрь 2008 года).



В селе живут предания, передаваемые из поколения в поколение местными жителями.



Вот некоторые из этих преданий:

Камень - следовик


На правом берегу речки Радовки, у впадения ее в Березайку, лежит камень-следовик. Несколько десятков лет назад местные механизаторы от незнания или от любопытства решили этот камень сдвинуть трактором. Кто-то им сказал, что якобы это могила аж самого князя Рюрика. Попытка сдвинуть камень не удалась, а вот сам памятник был испорчен. След на нем стал не очень чётким. Когда приходишь посмотреть на камень, начинаешь сомневаться: тот ли это камень, или нет. Единственное подтверждение места нахождения камня - следовика – местный топоним: поле рядом с камнем испокон веков называется Следком.

Курган


Если идти на речку Радовку мимо сельского кладбища, то вдоль дороги видна насыпь, которую местные жители называют курганом. Дело в том, что давно кто-то пытался копать на месте предполагаемого кургана, и даже находились монеты овальной формы и черепки глиняной посуды. Возможно, это действительно место славянского захоронения, а может быть и место поселения. Исследования археологов 2001-2002 гг. подтвердили, что в трёхстах метрах от кургана, на берегу озера Выгляд, находились две стоянки первобытных людей эпохи неолита. Вероятно, будущие исследования покажут – курган вдоль дороги или нет.

«Татарский» камень


Интересно отметить огромный камень, который поднимается над водой реки Мсты под Великой горой, сразу за Дальним ручьем. Старики рассказывают, что в своём детстве слышали рассказы стариков о том, что будто бы на самом высоком месте Березовского Рядка между татарами и рядовичами произошла битва великая. Чем она закончилась, нам не известно, но камень под горой стал с тех пор называться “татарским”.

В учебниках пишут и историки утверждают, что в березорядских краях татар не было. Может оно и так, только вот “местная” история говорит об обратном. И в подтверждение этого над мстинской водой возвышается камень, давнишний свидетель старинной березорядской истории.

Колокол


В селе живет легенда о том, что во времена литовского нашествия в XIV веке, когда войска литовского князя Ягайло шли на помощь татарам, местные жители приняли решение спрятать от завоевателей церковный колокол. Сняли его с колокольни церкви и скатили с высокого мстинского берега в омут под Великой горой до лучших времён. Правда, когда тяжёлый колокол спускали в реку, у него откололся край. Прошло время, и рядовичи решили колокол из воды поднять, да не тут-то было. Его занесло илом, на месте повреждения в воде образовался водоворот, говорят, что в этом омуте возле колокола утонуло много жителей. Где теперь это место, точно не знает никто. А, может быть, и не было этого вовсе, но легенду о колоколе знают в селе все от мала до велика.

Молчальница Вера Александровна


В истории каждого государства есть много невыясненных загадок. К числу их принадлежит судьба императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. Народное предание и показания разных лиц говорят, что они скрылись ради податнической жизни, а в соборе Петропавловской крепости вместо них были погребены другие лица.

Судьбой Александра I занимались многие историки, и хотя большинство их пришло к убеждению, что Император Александр I и Сибирский старец - подвижник Феодор Кузьмич были одно и тоже лицо, точных документальных доказательств у них не было. Две не так давно появившиеся книги поддерживают мнение, что Феодор Кузьмич действительно был бывшим царём Александром I. Одна из них на Английском Языке (Л. И. Страховский. Русский Александр I. Нью-Йорк, 1947). Другая-на русском (М. В. Зюзюкин. Мистерия императора Александра I. Буэнос-Айрес,1952). Профессор Страховский предполагает что “доказательства его утверждения могут быть найдены в частных бумагах английского семейства Кэчкарт”. Эти документы опровергают любые другие версии, в том числе и исследования великого князя Николая Михайловича (Вернадский Г. В.,1997,с. 518). Судьба императрицы Елизаветы Алексеевны историками исследована не была, но в народных преданиях ее отождествляют с молчальницей Верой Александровной, скончавшейся в 1861 году в Сырковом монастыре Новгородской епархии.

Жизнь Александра Павловича ни как не была связана с березорядским краем, а предания говорят, что его супруга какое-то время жила в Березовском Рядке. Поэтому мы считаем возможным изложить имеющиеся легенды о ее судьбе.

К сожалению, жители Берёзовского Рядка уже не помнят этого предания, но согласно изданию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры “Русское православное женское монашество XVIII-XX вв.” (1992, с. 171), Вера Александровна появилась впервые в 1834 году в городе Тихвине под видом странницы и три года жила у одной благочестивой женщины, ежедневно занимаясь посещением храмов, молитвой и чтением Священного Писания. Потом год она пожила в Олонецкой губернии, прислуживая неподвижно лежащей больной жене одного дьячка. За тем, оставив Тихвин, направилась в Валдай. По дороге она остановилась в погосте “Берёзовский Рядок”, где ей понравилось богослужение, и где она приняла приглашение одной крестьянской семьи пожить у них и научить их жить по христиански. Поселилась Вера Александровна в особой избушке и принимала только детей: она рисовала для них изображения Спасителя и Божией Матери и учила их крестному знамению, молитвам и грамоте.

Но у Веры Александровны не оказалось паспорта, и она отказалась сказать властям, кто она. Следователю она ответила так: “Если судить по земному, то я выше тебя, а если по небесному, то я прах земли”. И после этого она до кончины своей не произнесла более ни слова. Тогда её посадили в Новгородский острог, а оттуда через полтора года перевели в дом для умалишённых. Влиятельные лица, известные своей благотворительностью, и сочувствием божьим людям, добились того, что Веру Александровну поместили в Сырков женский монастырь, находящийся в шести верстах от Новгорода, где она и скончалась.

В настоящее время в селе Березовский Рядок есть основная общеобразовательная школа, детский сад «Березка», контора СПК «Мста», почта, библиотека, клуб, медицинский пункт, две торговые точки, Администрация Березорядского сельского поселения.



село Березовский рядок
Вид на с. Берёзовский Рядок с высоты (южная часть села).

Как неумолимо бежит время, стирая на своем пути многие факты и события. Все, что было вчера, уже история. История это наше прошлое. История человечества, государств состоит из множества исторических страничек, запечатлевших прошлое отдельных сел и деревень. История любого даже самого маленького села имеет свою богатую историю, написанную судьбами людей. В жизни каждого отдельно взятого человека есть моменты, связанные с историей родного села, историей страны. Из жизней отдельных людей, небольших сел складываются целые исторические эпохи. История состоялась, её нельзя изменить, подправить. Из неё можно только извлечь уроки.

В России легких не было времен.
Ярки ее истории страницы,
И чередой прославленных имен
Она заслуженно должна гордиться.

Богат на краски каждый уголок,
Живут там люди, щедрые душою.
Пусть то провинциальный городок
Или село в глубинке небольшое.

Обычаев, традиций тут не счесть,
И чем труднее, тем народ здесь ближе.
В глубинке цель оправданная есть:
Во что бы то ни стало выжить!

Вершат дела здесь чаще по старинке,
Творят добро, на сердце легче с ним.
Живи, цвети российская глубинка,
А мы тебя спасем и сохраним!
«Глубинка», Сорока Л. Н.


Говорят, что малая родина начинается с порога родного дома. Любите и помните свой родной дом, не забывайте родителей, которые дали вам жизнь, чтобы у вас всегда была возможность и желание оказаться на родном крылечке и постучаться в родную, до боли знакомую дверь.

Сорока Любовь Николаевна, краевед.
Январь 2016 года.

Контр-адмирал Чулков Д. К. стр. 24 На следующую страницу