Экскурсия по музею «Прерванный полет»
(Программа экскурсии разработана активом музея) |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 |
||
Учащиеся 2-3 класса представляют свой проект
|
||
Первый чтец: |
||
Есть имена, и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты,- Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой, И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой. |
||
А.Т. Твардовский
|
||
Первый экскурсовод: |
||
ТРАГЕДИЯ СТРАНЫ |
||
7 февраля 1981 года стал черным днем для всей нашей страны. «В одночасье наш флот лишился плеяды опытнейших и перспективных флотоводцев – тех, кто должен был встать во главе Военно-Морского флота на рубеже 90-х годов».- это слова Главнокомандующего флотом Куроедова Владимира Ивановича. Это трагедия
не только для Тихоокеанского флота, это величайшая после Великой отечественной войны потеря для Вооруженных сил и Военно-Морского флота Великой морской державы.
В авиакатастрофе на военном аэродроме в городе Пушкине под Ленинградом погибло 53 человека. Из них: 16 адмиралов, 11 капитанов I–го ранга, старшие и младшие офицеры, мичман, прапорщик и три женщины. Погиб и наш земляк Чулков Джемс. Это был ежегодный оперативный сбор руководящего состава всех флотов Советского Союза. Он проходил с 1 по 7 февраля 1981 года под руководством Главнокомандующего Военно-Морского Флота адмирала флота Горшкова Сергея Георгиевича. На сборах были подведены итоги и Тихоокеанцев признали лучшими по всем показателям боевой учебы. Военно-морские руководители с хорошим настроением стали собираться домой. Прилетели они на ТУ-104, на нем же и собирались домой. Самолет был загружен, началась посадка счастливых и усталых моряков. Самолет пошел на влет. Но через 8 секунд, набрав высоту 50 метров, накренился, перевернулся, упал и взорвался. Погибли боевые офицеры, умнейшие люди, гордость флота. Была создана комиссия по расследованию катастрофы. Много было версий (перегрузка самолета, нарушение центровки, диверсия, крутой взлет, сильный встречно-боковой ветер), но точной причины гибели так и не установили. Прошло почти 35 лет с момента той страшной трагедии, но мы помним и чтим всех, кто покоится на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На фото хорошо виден этот мемориал морякам-Тихоокеанцам. Ежегодно, командование Военно-Морского Флота страны каждый февраль возлагает погибшим морякам-Тихоокеанцам венки. Торжественным строем проходят моряки, отдавая честь. |
||
Вдовы погибших добились установления доски-памяти всем погибшим в Николо-Богоявленском Морском Соборе. Ежегодно, в день 7 февраля в этом Соборе проходит панихида по погибшим. | ||
К 25-летию этой трагедии во Владивостоке построена часовня Георгия Победоносца, где тоже установлена памятная мемориальная доска с именами погибших.
Кроме того, в 2006 году выпустили книгу о трагедии, о людях, которых она объединила. Это духовный памятник погибшим морякам. Эта книга называется «Прерванный полет». Презентация книги состоялась в феврале 2006 года в Академии Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. Представлял книгу Главнокомандующий ВМФ России адмирал Масорин Владимир Васильевич. В нашем музее эта книга тоже есть. В память о погибших моряках в городе Владивостоке, Фокино есть улицы, названные в честь погибших: адмирала Спиридонова Э.Н., вице-адмиралов Сабанеева В.Д., Тихонова В.Ф., Белышева В.Г., контр-адмиралов Постникова В.С., Николаева В.А. в городах и поселках, где жили, учились или служили погибшие, открыты музеи. | ||
Второй чтец (читает стихи А.А. Спиридонова, посвященные другу, соратнику, однокашнику Д. Чулкову): |
||
2001 год |
||
В те дни мы пребывали как в бреду, Хотя и были помоложе и покрепче Сегодня, вспоминая ту беду, Нам, как и 20 лет назад никак не легче. Как хочется остановить тот влет Кричать, что вам нельзя лететь, родные! Что сильно перегружен самолет И что для вас эти минуты роковые. Но их остановить никто не мог: Хозяева морей доверчивы на суше. Буквально через миг жестокий рок Унес на небеса их молодые души. Среди погибших - Джемс, мой давний друг. Своим умом, порядочностью, волей Достигший перед Родиной заслуг, Каких достоин самый лучший воин. Как командир эскадры, был суров. Служебных знаний требовал детально. Умелых поощрял без лишних слов, А словом-похвалой было «Нормально». До мелочей я помню каждый шаг, Что с Джемсом мы прошли на флоте вместе. Пусть над эскадрой гордо реет флаг, Как память его мужеству и чести! |
||
(Показ отрывка из фильма «Гибель адмиралов»)
| ||
Первый чтец (читает стихи): |
||
Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки. Море может быть то зеленым, С белым гребнем на резкой складке. То без гребня, свинцово - сизым, С мелкой рябью волны гусиной, То задумчиво светло - синим. Море может быть в час заката То лиловым, то красноватым, То молчащим, то говорливым, С гордой гривою в час прилива. Море может быть голубое, И оно зовет за собою. Глянешь за борт в дневном дозоре То ли небо там, то ли море. |
||
Второй экскурсовод: |
||
ЮНЫЕ ГОДЫ. ПОДГОТЬЕ. УЧИЛИЩЕ. |
||
Джемс Константинович был старшим из трех детей в семье Чулковых. Родился 28 февраля 1931 года в селе Хотилово недалеко от Бологое.
Отец – Чулков Константин Иванович и мать – Чулкова Пелагея Семеновна (на фото). В 1934 году отец, закончив ветеринарные курсы. Был направлен в село Березовский Рядок ветеринарным фельдшером, а мать при ветеринарном пункте работала санитаркой. В Березовском Рядке (до войны) Джемс проучился три класса, и началась война. Это был июнь 1941 года. Чулкова Константина Ивановича отправили сопровождать скот в Горьковскую область. Семья поехала за ним. В декабре 1941 года отца призвали на фронт, а мать с тремя детьми переезжала из одной деревни в другую, и Джемс переходил из одной школы в другую. Это было до 1943 года. В 1943 году мать с детьми возвращается в Березовский Рядок. Джемс продолжает учебу в школе села до 7 класса. Учиться очень трудно, так как мало знаний из-за скитаний в период войны. В 1944 году после тяжелого ранения с войны вернулся отец. Работает ветеринарным фельдшером, затем избирается председателем Сельского Совета своего села, а с1950 года возглавляет колхоз «Завет Ильича». Он неоднократно был депутатом и членом Исполкома районного Совета. ( Витрина). Односельчане уважали честного, трудолюбивого человека. Он прекрасно знал свое крестьянское дело, обладал редкостной смекалкой. Вот эти черты характера – мгновенная реакция на сложившиеся обстоятельства, умение мыслить аналитически, по-деловому, отец передал сыну, что сыграло немаловажную роль в становлении характера будущего флотоводца. Мать, Полина Степановна, была доброй, гостеприимной хозяйкой, и в их доме всегда было много гостей. Приезжали друзья-курсанты Джемса, которых односельчане любили и дружно провожали в училище в Ленинград (на фото). Отец Джемса был предан своему делу, отдавая все свои силы, здоровье и энергию для процветания своего колхоза. Он умер на своем посту в рабочем кабинете в феврале 1964 года-28 февраля. Мать Пелагея Семеновна умерла 18 февраля 1979 года. Они похоронены на нашем кладбище. Время восстановления народного хозяйства после войны было трудным и сложным. Нелегким оно было и для подростков, особенно в деревнях: не хватало еды, замерла культурная жизнь, не было книг, не хватало в школе учебников и школьных принадлежностей. После окончания семи классов в 1945 году стал вопрос о продолжении образования. Джемс написал письмо в Суворовское училище и в военную спецшколу в Ленинграде, но получил отказ. Пришлось ехать продолжать учебу в Медведево (под Бологое). Здесь он познакомился с Цветковым Сергеем, который рассказал ему о военно-морском подготовительном училище в Ленинграде (письмо Цветкова в витрине). Летом 1946 года Джемс едет в Ленинград поступать в это училище. «Предел мечтаний!» - так выразился Джемс. На фото мы видим современный вид здания бывшего Ленинградского военно-морского подготовительного училища (ЛВМПУ). Училище было создано в 1944 году по инициативе Главнокомандующего Военно-Морским флотом адмирала Кузнецова Николая Герасимовича. Разместили училище в здании бывшего детского приюта для сирот, построенное в середине 18 века по заказу принца Ольденбургского. Позднее в этом здании была школа и госпиталь. Во время Великой Отечественной войны здание очень пострадало от бомбежек и артиллерийских обстрелов. Поэтому первым курсантам ЛВМПУ пришлось сначала восстанавливать помещения, в которых надо было жить и учиться. Курсанты называли себя подготами. Джемс Чулков – подгот. Поступил в училище в 1946 году. Учился добросовестно и окончил его в 1949 году. Получил аттестат зрелости, отличную характеристику и был переведен в Первое Балтийское высшее Военно-Морское училище, которое образовалось на месте подготовительного училища. «Курсанты в кубрике» - фото. После занятий в классах и обеда по распорядку дня полагался короткий отдых. Подготы располагались на своих двухярусных койках в спальном помещении (кубрике), и большинство читало художественную литературу, а некоторые умудрялись поспать. «На бушприте шхуны «Учеба», июль 1947 год. (фото) Летом у курсантов практика на кораблях. Подготы проходили практику на учебных парусно-моторных шхунах «Учеба» и «Надежда» .Все любили фотографироваться на фоне любимого Лениграда, расположившись на бушприте шхуны «Учеба». «Чаепитие на клотике». Устроившись на марсовой площадке грот-мачты (фото) лихие курсанты пьют утренний чай, еще ни разу не выходя в море. Но это доказывало, по их мнению, что они «оморячились» уже настолько, что могут позволить себе пить чай «на клотике», то есть, на верхнем срезе мачты. Шхуны «Учеба» и «Надежда» у пирса острова Гогланд (Балтийское море), лето 1948 год (фото). После перехода по Финскому заливу от Ленинграда до острова Гогланд под моторами и парусами, шхуны пришвартовываются к пирсу. Первое плавание было интересным и завершилось благополучно. Немного «оморячились» благодаря свежему ветру и небольшой качке. Теперь можно отдохнуть и погулять по острову. «Бочковые» в очереди на камбуз (фото) Наступило время обеда. Аппетит зверский. Все внимание на «бочковых», которые получают еду у кока на камбузе, каждый из шестерых курсантов. А после обеда они моют посуду. «Бочковые» назначаются по графику. Бочковой» - это очень ответственная должность на корабле! «После чистки котлов на линкоре» (фото). Практику в высшем военном училище проходили на боевых кораблях. Летом 1950 года плавали на линейном корабле «Новороссийск» в Черном море. После похода курсанты чистили паровые котлы и коллекторы, убирали грязь из трюмов, драили палубы и выполняли много других грязных работ. Все это каждый курсант должен уметь делать на корабле. «Практика на Северном море» - фото. 1951 год. В губе Долгой ходили в море на торпедных катерах, а жили на плавбазе «Пинега». В свободное время гуляли среди сопок, собирали прошлогодние ягоды, играли в снежки, хотя было лето. На скалах сделали надпись: «Мы еще сюда вернемся!» и это было так на самом деле. «Занятия по астрономии» -фото. С помощью секстана измеряли высоту солнца над горизонтом и засекали время. Так делали три раза и решали задачу определения места корабля в открытом море. Интереснейшее, но сложное и ответственное занятие. «Подготовка к параду в Москве» - фото. Почти ежегодно курсанты участвовали в праздничных парадах в Москве или в Ленинграде. На фото видим, как подготовку в апреле 1952 года перед парадом проверяет Министр Военно-Морского флота Адмирал флота СССР Кузнецов Николай Герасимович. «Видна Земля» - фото. Это кричит Джемс в мегафон, предназначенный для усиления голосовых команд. Он всегда был шутником и выдумщиком забавных ситуаций. В данном случае, используя мегафон не по назначению, он вызвал смех своих товарищей-курсантов. Было это на ТЩ-113 в июле 1952 года у острова Колгуев, где целый месяц занимались боевым тралением мин, оставшихся после войны. «Прогулка по Архангельску» - фото. Тральщик после боевого траления в Баренцевом море зашел в город Архангельск, и моряков отпустили в увольнение на берег. С удовольствием гуляли по городу, ступая по твердой земле, наслаждаясь солнцем и цветущей природой. После длительного плавания в штормовом море походить по зеленой траве приятно. «Город Полярный» - фото. Здесь зародился Северный Флот и Полярный долгое время был его столицей. Ни один военный моряк не миновал его. Здесь трижды начинали и заканчивали летнюю практику. А многие, став офицерами, служили в Полярном долгие годы на подводных и надводных кораблях. «Курсант выпускного курса – Д.К. Чулков – фото. В высшем училище Джемс учился только на «отлично». Мичман Чулков Д.К. окончил высшее училище в 1953 году с золотой медалью. Его фамилия золотыми буквами выбита на мраморной доске, которая до настоящего времени висит в фойе клуба училища. | ||
Третий экскурсовод: |
||
ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ 1962-1974 годы |
||
В 1957 году в сентябре старший лейтенант Чуков Д.К прибыл в Ленинградскую Военно-морскую базу командиром БЧ-2 эскадренного миноносца «Опасный», а в 1959 году был назначен помощником командира эскадренного миноносца «Опасный». Пока он служил в Ленинградской Военно-Морской базе, окончил Ленинградский Кораблестроительный институт. (1958-1962)
В 1962 году Джемса переводят на Балтику, где он прошел путь от помощника командира до командира большого противолодочного корабля «Образцовый» - фото. В 1965 году на корабле побывал космонавт Евгений Леонов – (фото). Командир корабля «Образцовый» капитан II-го ранга Д.К. Чулков досконально знал свой корабль и условия морской подготовки. Он знал обстановку не только среди офицеров, но и в каждом кубрике и боевой части всех моряков. Интенсивное плавание по отработке курсовых задач, проведение артиллерийских и ракетных стрельб сплотило личный состав корабля в крепкий коллектив, что позволило в сентябре 1967 года завоевать звание «Лучший корабль» Военно-Морского флота, и после дальнего похода корабль был награжден переходящим знаменем ЦК ВЛКСМ (фото). На Балтике Д.К. Чулков занимал высокие должности. Корабли, на которых служил Джемс Чулков, побывали в портах разных стран Африки: Гвинеи, Сенегала, Сьерра-Леоне, Алжира. Корабли были в Англии, Польше, Германии, Югославии, Египте. И где бы ни был Джемс Константинович, он поразительно быстро ориентировался в оперативной обстановке, умел сразу найти главное звено, ведущее к единственно верному решению стоящих задач, грамотно и предельно ясно сформулировать задачи для подчиненных. На фото визиты кораблей. Все это помогло капитану I-го ранга Чулкову в дальнейшей службе на кораблях Северного флота. Обладая прямым и доброжелательным характером, Джемс был душой коллектива, как при решении ответственных служебных задач, так и в повседневной жизни. В 1969 году при выполнении задачи в море шторм загнал корабль в порт Лиепая. Но стоянка в порту при шторме в 6 баллов очень опасна – северный ветер срывал корабли с якорей. Пришлось экстренно сниматься с якоря и выходить в открытое море. На следующий день Джемс должен был улетать в Москву на прием к Главкому Горшкову С.Г. Поэтому кораблю пришлось заходить в Военно-Морскую базу города Балтийска. Здесь и проявился по настоящему командирский талант Чулкова Д.К. Корабль при шторме в 6-7 баллов зашел в базу Балтийск без буксиров, зашел с разворотом корабля, что в отличную погоду удается не каждому командиру. Разворот корабля происходил, когда по носу и корме корабля было не более 10 метров (по корме - стена, по носу – корабли). Волна от винтов захлестывала стенку, на которой стоял командир 128 бригады О.П.Грумбков. Эта швартовка проходила ночью. Это была «Лебединая песня» командира Д.К.Чулкова за освоение нового Большого противолодочного корабля «ОБРАЗЦОВЫЙ» на Балтийском флоте Д.Чулков был награжден Орденом Красной Звезды. Фото – «Образцовый». В 1970 году на всех флотах прошли маневры (учения) «ОКЕАН» по единому плану ВМФ СССР. В них приняли участие все военные корабли, даже те, которые находились в дальних походах. Такого размаха учений история военно-морских сил не знала. В этих учениях приняли участие и корабли противолодочной дивизии. Моряки вышли с честью, нестандартными действиями вытесняли корабли и подлодки вероятного противника из района учений. По итогам учений «Океан-70» более 100 противолодочников были награждены медалями. С 1970 по 1974 г.г. Чулков Д.К. занимал высокие должности: от начальника штаба бригады ракетных кораблей до командира охраны вод района Лиепайской ВМ базы. В 1974 году его переводят опять на любимый Север. Друзья и товарищи по службе провожают его на Север. (Фото – зачитать адрес к новому месту службы). | ||
Четвертый экскурсовод: |
||
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ 1974–1978 годы |
||
В одной из песен, что поют Североморцы, есть выразительные емкие строки: «Северный Флот не подведет!» Эти слова перешли из жизни. В песне они говорят о мощи и силе флота, решимости моряков выполнять любой приказ Родины.
В августе 1974 года на Север по второму кругу прибыл капитан 1-го ранга Д.К.Чулкова. Приказом Главкома ВМФ он был назначен на должность командира 2-й дивизии противолодочных кораблей. Основная задача противолодочников – искать, следить за атомными подводными лодками. Штаб дивизии постоянно, вместе с командиром дивизии выходили в море. Капитан 3-го ранга, командир большого противолодочного корабля А.К.Ильин рассказывает: «Штаб дивизии вместе с командиром дивизии выходили в море на моем корабле, и на мостике я наблюдал, как работает командир дивизии в море, управляя разнородными силами, которые временно передавались в его подчинение. А это были атомные подводные лодки, завесы дизельных подводных лодок, противолодочная и истребительная авиация, самолеты разведки. В море это был тяжелый титанический труд. С каждым днем, с каждым выходом в море, перед нами раскрывался этот человек. За его поведением, командованием и управлением дивизией следили мы, сотни его подчиненных. По всей видимости, природа создала моряком этого человека. Это был самородок. Всегда безупречно одетый, ни одной складки, помятости на форме. Сама природа заложила в нем качества моряка, а это значит – огромную работоспособность. Особой заботой была его работа с молодыми офицерами, командирами и их семьями. Я никогда не видел, чтобы он был раздражен, хотя на дивизии случалось разное. Он никогда не предавал своих подчиненных, боролся за них. Мы чувствовали всегда, что командир дивизии рядом с нами». В те годы в дивизию входило: 32 корабля, 33 крейсера. Фото: кубки и Е.И.Волобуев. На кораблях дивизии На КРЕЙСЕРЕ «Александр Невский» На кораблях часто бывали гости – встреча моряков с главным редактором «Морской сборник» А.С.Пушкин. Был такой случай осенью 1974 года. Крейсер «Александр Невский» и «Мурманск» стоят на рейде, на бочке. Ураганный ветер, шторм, движения по рейду никакого. В это время на крейсере «Александровский» тяжело заболел матрос, нужна была срочная госпитализация моряка. Вот что пишет по этому поводу сослуживец, капитан 1-го ранга В.Серебряков: «Джемс Константинович по УКВ обратился к командующему флотом с просьбой снять моряка с крейсера на рейдовом катере «Ярославец», предлагая себя в качестве командира катера. Командующий дал разрешение. И одному Богу известно, как он отошел от причала, как сумел в жесточайший шторм снять с «А.Невского» матроса. Я находился рядом с вахтенным офицером у трапа крейсера, встречал и принимал катер. Поразило его спокойное волевое лицо и уверенность в действиях при управлении этой проливающейся в бездну и вздымающейся выше борта крейсера «скорлупкой». Не каждый командир такого ранга позволил бы себе рисковать жизнью при спасении матроса». Корабли дивизии успешно выполняли задачи боевой службы в различных районах Мирового Океана. 58 иностранных порта, 36 государств мира посетили корабли дивизии с официальными и неофициальными визитами, а также с деловыми заходами, достойно представляя нашу страну и ее Военно-Морской Флот. В 1974 году был деловой визит в Норвегию. Много иностранных судов повидали порты Франции. Однако, визит Советских кораблей в 1977 году был особый. Североморцы с честью выполняли почетную и ответственную миссию, представляя за рубежом свою Великую державу. Фото: в Париже у Эйфелевой башни. Д. Чулков провожает корабли на боевую службу. Большое внимание командир дивизии уделял спорту. Футбольная и хоккейная команда «Шторм» завоевали почетные места в соревнованиях. Командир лично посещал тренировки и соревнования и был настоящим наставником моряков-спортсменов. Фото: Д.Чулков с командой. 13 февраля 1976 года Постановлением Совета Министров Советского Союза ЧУЛКОВУ ДЖЕМСУ КОНСТАНТИНОВИЧУ было присвоено очередное звание - КОНТР-АДМИРАЛ. Шли годы. Командир дивизии Д.К. Чулков сумел сплотить вокруг себя весь коллектив и при его командовании дивизия превратилась в одно из мощных соединений флота. И как один из сослуживцев Джемса сказал: «Мы были действительно людьми моря, и во главе стоял наш «Нептун» - командир дивизии Чулков Д.К.» Противолодочники второй дивизии, продолжая дело своего командира, поют: | ||
Помнишь, как бывало: Дивизия в море, В полном составе, Воздев вымпела, Поиск вела В необъятном просторе, Добрую славу У всех обрела. |
||
Пятый экскурсовод: |
||
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ |
||
После окончания с отличием Академических курсов командиров эскадр дивизий и бригад при Военно-Морской Академии имени Гречко А.А. в октябре 1979 года Джемс Константинович Чулков был направлен командиром 10-й оперативной эскадры на Тихоокеанский Флот.
За время безупречной военной службы наш земляк получил награды: 1. Орден Красной Звезды. 2. Орден за службу Родине III степени. 3. Медаль за военную доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. 4. Медаль 20 лет Победы в Великой Отечественной войне. 5. Медали 40, 50, 60 лет Вооруженных Сил. 6. Медали за безупречную службу III, II, I степеней. | ||
Контр-адмирал Чулков Д. К. стр. 23. На следующую страницу
|